Микросреда предприятия
Маркетинговая среда – совокупность субъектов, действующих внутри и вне предприятия, и отношений, складывающихся между, воздействующих на деятельность руководства предприятия в плане установления и поддержания отношений взаимодействия с клиентами.
Микросреда– совокупность отношений, складывающихся внутри самого предприятия, между ним и поставщиками, посредниками, конкурентами, клиентами и контактными аудиторами.
Предприятие в данных отношениях представляют различные службы, между которыми также возникают свои взаимоотношения (высшее руководство, финансовая служба, служба НИОКР, бухгалтерия, служба материально-технического снабжения, служба маркетинга, производство).
Рассматривая предприятие как элемент маркетинговой среды, следует рассматривать его как совокупность организационно-правовых факторов и ресурсов. К организационно-правовым факторам относятся:
- форма собственности;
- форма организации;
- организационная структура;
- кадровая политика;
- система менеджмента и принятый стиль руководства.
В качестве ресурсов предприятия можно выделить следующие:
- производственные мощности;
- сырье и материалы, комплектующие и т.п.;
- финансовые;
- интеллектуальные;
- технологические;
- информационные;
- трудовые.
Поставщики – любые субъекты рынка, снабжающие предприятие необходимыми материально-техническими ресурсами.
Оценку потенциальных поставщиков следует производить по их личным качествам, с точки зрения техники поставки и с помощью третьих лиц, которые уже имеют информацию об интересующих фирму поставщиках. Модель оценки поставщиков имеет следующий вид:
гдеY–интегральная оценка конкретного поставщика; pi–количество баллов, которое получает поставщик. Рассчитывается, как разница между 100 баллами (это максимальное значение даётся поставщику при отсутствии претензий к нему по данному параметру) и процентом каких-либо недоработок (например: процент бракованной продукции, просроченные поставки и т.д.); ai--значимость параметра pi, причём Σ ai =1.
Параметрами оценки поставщиков могут быть различные характеристики деятельности поставщика, как качественные (предоставление отсрочки платежа, скидок, кредита; поставка продукции в срок; выполнение договорных обязательств; соответствие качества поставленной продукции заявленному в ТУ и т.д.), так и количественные (прежде всего уровень цены за какой-либо период; количество просроченных поставок; общая величина недопоставок и т.д.). Значение нормативной интегральной оценки равно 1/2 максимально возможной. Эта оценка поможет выявить возможные проблемы с качеством обслуживания.
Посредники – это юридические или физические лица, которые являются связующим звеном рынка между производителями и потребителями.
Субъектами посреднической деятельности могут быть:
- частные лица, обладающие правом (лицензией) на осуществление посреднической деятельности;
- посреднические фирмы (организации), которые могут иметь собственную сбытовую сеть, которая может включать ряд дочерних компаний, филиалов, несколько дилеров и (или) субдилеров, отдельные контролируемые сбытовые фирмы;
- смешанные сети, которые включают все и часть возможных видов взаимоотношений между физическими и юридическими посредническими лицами.
Выделяют следующие виды маркетинговых посредников:
1)торговые посредники:
- дилеры;
- дистрибьюторы;
- торговая сеть;
2)логистические посредники:
- транспортно-экспедиторские фирмы;
- склады;
- логистические операторы;
3)агентства по оказанию маркетинговых услуг:
- маркетинговый консалтинг;
- маркетинговые исследования;
- рекламные агентства;
4)кредитно-финансовые учреждения:
- банки;
- кредитные компании;
- страховые компании;
5)аудиторские фирмы.
Критерии выбора посредников могут быть сгруппированы следующим образом:
- финансовые аспекты, к которым относятся финансовая устойчивость и уровень платёжеспособности всех субъектов товародвижения, уровень рисков для производителя и посредника;
- субъективные факторы, такие как авторитет в мире бизнеса, дееспособность, деловая активность, наличие или отсутствие собственной торговой марки и пр.;
- специфика рынка, его ёмкость и эластичность, динамика конъюнктуры, уровень и виды конкуренции на нём;
- характеристики реализуемого товара, качество и реальный уровень его конкурентоспособности;
- маркетинговая концепция, которой придерживается производитель, посредник, потребитель, существующий вид маркетинга в зависимости от спроса на товар;
- специфика и возможности различных отдельных видов посредников, т.е. их права и обязанности.
Конкуренты– это физические или юридические лица (соперники), которые производят товары-аналоги, товары-заменители или осуществляют свою деятельность на том же самом рынке, что и другие производители.
Исследование позиций конкурентов охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объема информации.
Если ваш товар наряду с товарами других предприятий удовлетворяет конкретную потребность, то говорят о функциональнойконкуренции, а подобные товары называются товарно-родовымиконкурентами.
Видоваяконкуренция возникает между различными разновидностями товара, в принципе удовлетворяющего одну и ту же потребность. При этом имеется по крайней мере один параметр, по которому они различаются.
Предметнаяконкуренция ведется по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными производителями.
Изучение конкурентной среды требует систематического наблюдения за главными конкурентами, не упуская из виду потенциальных конкурентов. Полученную информацию целесообразно накапливать в специальных банках данных. Анализ информации, ее интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовать общее положение фирмы на рынке по отношению к основным конкурентам.
Клиенты. Существует 5 типов клиентурных рынков:
- потребительский (розничный) рынок представлен отдельными лицами, которые приобретают товары и услуги для личного потребления;
- рынок производителей (оптовый рынок) представлен организациями и предприятиями, которые приобретают товары и услуги для дальнейшего их использования в процессе производства;
- посреднический рынок также состоит из организаций, которые приобретают товары и услуги для последующей их перепродажи с целью получения прибыли;
- рынок государственных учреждений – это государственные организации, которые приобретают товары и услуги для направления их в сферу коммунальных услуг и/или для передачи нуждающимся в них;
- международный рынок объединяет всех потенциальных потребителей (конечных или промежуточных) товаров и услуг, находящихся за пределами страны. Эти потребители могут действовать на всех вышеперечисленных рынках.
Контактные аудитории– это любые индивиды или социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывают влияние на его деловую активность, эффективность и способность достигать поставленные цели. Потенциальное воздействие может выражаться как в сохранении нейтралитета по отношению к фирме, так и в проявлении определенного интереса к ней.
Контактные аудитории бывают трёх типов:
1.Благотворные, или благожелательные, которые активно помогают производителю.
2.Искомые, благодаря которым производитель существует и получает прибыль.
3.Нежелательные, которые своей деятельностью препятствуют деятельности предприятия.
К контактным аудиториям относятся:
- финансовые круги. К финансовым кругам можно отнести финансовые компании, банки, брокерские фирмы и другие финансово-кредитные институты, которые обеспечивают деятельность фирмы финансовыми ресурсами.
- средства массовой информации, распространяющие информацию о деятельности различных организаций. Фирма должна стремиться завоевать их расположение, чтобы обеспечить объективное отражение действительности;
- государственные учреждения. Особенности государственной сферы всегда должны учитываться в деятельности фирмы, чтобы обеспечить соответствие функционирования организации условиям, предусмотренным в нормативных актах и других решениях государственных органов;
- общественность. Деятельность предприятия всегда находится под пристальным вниманием со стороны общественности. Поэтому руководству необходимо держать под постоянным контролем мнение как о самом предприятии, так и о его товарах и услугах;
- служащие, работники фирмы. От мнения работников о деятельности своей организации зависит их отношение к выполняемым обязанностям. Кроме того, хороший имидж предприятия в глазах его собственных служащих благотворно воздействует и на другие контактные аудитории.