Нефинансовые методы мотивирования, ориентированные на основные социальные потребности
Большинство людей начинает испытывать заинтересованность в работе, если удовлетворена хотя бы одна, или более, из трех основных социальных потребностей:
1. Потребность в достижениях.
2. Потребность в принадлежности.
3. Потребность оказывать влияние.
Люди с высокой потребностью в достижениях (часто встречаются среди исполнительного персонала) стремятся выполнять свою работу наилучшим образом. Они обычно сосредоточены на задании и предпочитают работать в одиночку. Им нравится поощрять других и самим получать поощрения – это помогает им достичь подтверждения хорошего качества своей работы. Эти люди много говорят об успехах и достижениях.
Эффективными методами мотивирования людей с преобладанием социальной мотивации «Потребность в достижениях» могут быть:
· обеспечение конкретности поручаемых заданий,
· обеспечение адекватности поручаемых заданий возможностям человека,
· поручение контролировать и оценивать работу других, осуществлять поощрение,
· фиксация успехов и достижений, разнообразные поощрения,
· предоставление возможности освещать успехи и достижения организации (например, на итоговых собраниях организации).
Люди с высокой потребностью в принадлежности (часто являются добровольцами) мечтают о дружеских отношениях. Для них гораздо важнее не достигать, а принадлежать, быть частью чего-либо. Самое главное для них – человеческие взаимоотношения. Такие люди любят работать в коллективе и приобретают много верных друзей. Они хорошо ладят с окружающими, но избегают руководящих должностей, поскольку для них всегда на первом месте люди. Будучи слишком ранимыми, они стараются не участвовать в конфликтах, конфронтации, не замечать вызова. Они будут усердно работать на благо команды.
Эффективными методами мотивирования людей с преобладанием социальной мотивации «Потребность в принадлежности» могут быть:
· создание благоприятной теплой дружеской атмосферы в команде,
· обеспечение доброжелательного внимания лидеров,
· поручение заданий требующих короткого времени исполнения,
· обеспечение значимой для организации работы, но не в связи с управлением,
· поручение подготовки и ведения мероприятий, связанных с неформальной жизнью команды (праздники, вечеринки, поездки, поздравления и т.п.),
· предложения разработки стиля, логотипа организации, др. символики.
Люди, у которых потребность оказывать влияние, наиболее ярко выражена (часто встречаются в организациях донорах, в структурах власти, в деловых кругах), обычно стараются повлиять на ситуацию и на других людей. Их мотив часто называют «мотивом власти». Из этих людей получаются хорошие лидеры (как формальные, так и неформальные). Их желание поддержать, дать необходимые советы и рекомендации, бывает очень полезно. Они оказываются хорошими социальными организаторами и часто предпринимают попытки изменить что-то к лучшему.
Эффективными методами мотивирования людей с преобладанием социальной мотивации «Потребность оказывать влияние» могут быть:
· предложение сотрудничества в достижении высоких целей,
· предложение заданий, для которых необходимы качества лидера и наставника,
· включение в деятельность связанную с разработкой деятельности, проектов,
· содействие развитию их консультационных, тренерских и наставнических способностей и навыков.
Каждый из нас в той или иной мере испытывает все эти три потребности. Для большинства людей доминирующей оказывается одна из них, для некоторых – две. Люди, у которых все три мотива выражены одинаково сильно, встречаются редко. Важно помнить, что как индивидуальные, так и социальные потребности людей изменяются!
Еще один взгляд на потребности человека.
Перечень потребностей по Г.Мюррею:
ПОТРЕБНОСТЬ ПОКОРНОСТИ - пассивное подчинение силе, принятие судьбы, признание собственной неполноценности.
ПОТРЕБНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ - желание преодолеть, побороть, опередить других; сделать что-то быстро и хорошо, достичь высот в каком либо деле, быть последовательным, целеустремленным.
ПОТРЕБНОСТЬ БЛИЗОСТИ - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатия к другим людям, страдание при отсутствии дружеских отношений, желание убрать препятствия в отношениях.
ПОТРЕБНОСТЬ АГРЕССИИ - стремление словом или действием опозорить, осудить, унизить, уничтожить противника.
ПОТРЕБНОСТЬ НЕЗАВИСИМОСТИ - бегство от всякого ограничения, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации тяжелой работы.
ПОТРЕБНОСТЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельность в действиях. Основные черты - сила воли, упорство, бесстрашие.
ПОТРЕБНОСТЬ ЗАЩИТЫ - ожидание совета, помощи, беспомощность, поиск утешения, совета, мягкого обращения.
ПОТРЕБНОСТЬ СТАТУСА - желание работать под руководством более сильного, умного, талантливого, стремится стать чьим-то последователем.
ПОТРЕБНОСТЬ КОНТРОЛЯ - оказывать влияние, направлять поведение словом, приказом, убеждать, ограничивать других.
ПОТРЕБНОСТЬ В РАСКРЫТИИ - желание "завоевать" других, привлекать внимание к себе, удивлять своими достижениями и качествами личности.
ПОТРЕБНОСТЬ САМОСОХРАНЕНИЯ - чрезмерная осторожность, отсутствие инициативы, уклонение от борьбы.
ПОТРЕБНОСТЬ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ - сдерживание собственных импульсов с целью избежания наказания, осуждения, потребность считаться с общественным мнением.
ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ПОКРОВИТЕЛЕМ - быть утешителем, заботиться, оказывать материальную помощь, предоставить убежище.
ПОТРЕБНОСТЬ ПОРЯДКА - аккуратность, точность, красота.
ПОТРЕБНОСТЬ ИГРЫ - желание развлечений, кутежей, страсть к спорту.
ПОТРЕБНОСТЬ ОТВЕРЖЕНИЯ - стремление отвергнуть попытки сближения; критичность, уединенность, беззастенчивость.
ПОТРЕБНОСТЬ В ЧУВСТВЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ - искать чувственные впечатления и радоваться им.
ПОТРЕБНОСТЬ В СЕКСЕ - создавать и развивать эротические отношения.
ПОТРЕБНОСТЬ В ПОДДЕРЖКЕ - забвение собственных интересов группы во имя интересов группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других.
ПОТРЕБНОСТЬ СУЖДЕНИЯ - стремление ставить общие вопросы или отвечать на них, страсть к обобщениям, увлеченность вечными вопросами о смысле жизни, добре и зле и т.п.