Не позволяйте вновь себя одурачить

В период, когда я пишу эти строки, безработица продолжает расти. Кто знает, что произойдет к тому времени, когда книга попадет в ваши руки? Возможно, ситуация изменится, но не попадитесь на эту удочку в очередной раз. К ели безработица пойдет на убыль, цены на недвижимость возрастут и кредитная политика вновь смягчится (а это неизбежно), не позволяйте себе вновь поддаться убаюкивающему ложному ощущению надежности и безопасности, которое уже послужило причиной хаоса, охватившего весь мир, в том числе и вас.

Летом 2008 года цены на бензин подскочили до 4 долларов за галлон. Продажи внедорожных автомобилей резко пошли на убыль, все вдруг пересели на малолитражные машины с гибридными двигателями. Но посмотрите, что произошло потом. В 2009 году цена на бензин вновь опустилась ниже 2 долларов, и люди опять начали покупать внедорожники!

Что с вами?! Вы что, всерьез полагаете, будто цены на горючее и впредь останутся такими же низкими и что теперь можно позволить себе покупать огромные автомобили? Неужели людям свойственна такая недальновидность (я стараюсь держаться в рамках приличия: первоначально в рукописи было употреблено слово «тупость»)?

К сожалению, на этот вопрос можно ответить только утвердительно. Нас обманывали уже не раз, но мы вновь и вновь позволяем себя дурачить. Всем с детства известна басня о стрекозе и муравье, но, несмотря на это, подавляющее большинство продолжает жить, руководствуясь мышлением стрекозы.

Не отклоняйтесь от своей основной цели. Вы будете постоянно слышать идиотские высказывания, отвлекающие ваше внимание от серьезного бизнеса и построения обеспеченной жизни, но это всего лишь пустой треп. Ни терроризм, ни рецессия, ни скандалы в ходе очередной избирательной кампании не имеют ничего общего с тем, что вам уже сегодня необходимо делать для построения своего будущего.

Во времена Великой депрессии некоторые люди сколотили себе громадные состояния. В последовавший за этим период колоссального бума (80-е годы), в ходе которого цены на недвижимость взмыли к небесам, появились многие миллионы людей, которые абсолютно не беспокоились о своем будущем и игнорировали все, чем я хочу поделиться с вами в этой книге. Как результат, они потерпели крах и скатились к нужде. Многие из них до сих пор борются за выживание.

И дело тут не в экономике, а в вас самих.

Вас раздражает коррупция в корпоративном мире? Вас бесит Уолл-стрит и банки, которые довели ситуацию до такого состояния? Вы недовольны правительством, которое либо ничего не делает, либо допускает слишком много ошибок? А может быть, стоит разозлиться на себя за то, что вы сами вовремя не взяли ситуацию под контроль?

Жизнь — нелегкая штука, но вопрос лишь в том, что вы намерены с ней делать. Стоны и вопли не обеспечат вам будущего. Не помогут и обвинения в адрес Уолл-стрит, крупных банков, корпоративной верхушки и правительства.

Если вы хотите с уверенностью смотреть в будущее, вам надо самим его построить. Вы сможете взять на себя ответственность за свою дальнейшую жизнь лишь в том случае, если научитесь контролироватьисточники дохода. А для этого вам нужен собственный бизнес.

Глава 2

ЛУЧ СОЛНЦА ИЗ-ЗА ТУЧ

Тринадцатого июля 2009 года журнал «Time» поместил на второй странице номера статью под заголовком «10 вопросов к Роберту Кийосаки». Один из заданных мне вопросов звучал так: «Существуют ли в нынешней турбулентной экономической ситуации хоть какие-то возможности для создания новых фирм?»

«Шутить изволите?» — подумал я, прочитав его. Мой ответ звучал так:

Это самое лучшее время. Именно в сложных экономических условиях и появляются настоящие предприниматели. Им, в общем-то, безразлично, находится рынок на подъеме или на спаде. Они создают лучшие продукты и внедряют лучшие производственные процессы. Поэтому, если вы от кого-то слышите, что «возможностей становится все меньше», знайте, что имеете дело с неудачником.

Все вы слышали массу негативной информации о состоянии экономики. А готовы ли вы услышать нечто позитивное?

Я скажу вам то же, что и журналу «Time»: «Рецессия — лучшее время для создания собственного бизнеса». Когда темпы роста экономики замедляются, предпринимательский дух разгорается, словно набитая дровами печка в холодную зимнюю ночь.

Вопрос: что общего между компаниями «Microsoft» и «Disney», кроме того, что обе они добиваются колоссальных успехов и их доходы исчисляются миллиардами долларов?

Ответ: обе были основаны в период рецессии.

И в самом деле, больше половины корпораций, входящих в промышленный индекс Доу-Джонса, начинали свою деятельность в самый разгар рецессий.

Почему? Все очень просто: под влиянием экономической нестабильности люди начинают проявлять творческий подход. Они выходят из своей зоны комфорта и предпринимают какие-то инициативы, чтобы свести концы с концами. Именно так проявляется старый добрый американский предпринимательский дух в его лучшем виде.

Необходимо понимать, что в тяжелые времена рынок открыт для новых возможностей. Пять лет назад, когда стоимость жилья била все рекорды, а кредит мог получить любой человек, никто ни в чем не испытывал недостатка. Люди были сыты, чувствовали себя в безопасности, и лишь немногие занимались поисками альтернативных источников дохода. Наемные работники ничуть не тревожились по поводу финансовой стабильности своих предприятий и не боялись получить по почте уведомление об увольнении.

Сегодня же, когда идут массовые увольнения и всех интересует собственное будущее, миллионы людей начинают трезво оценивать свое финансовое положение и осознавать, что рассчитывать на обеспеченное будущее они могут только при наличии запасного плана. Люди настроены зарабатывать дополнительные деньги больше, чем когда-либо, поэтому смелее вступают на неизведанные прежде пути.

На самом деле это явление наблюдалось еще до нынешнего спада в экономике. Уже в 80-е годы и особенно в XXI веке у людей начало формироваться стремление управлять своим экономическим будущим. В 2007 году в отчете «Труд, предпринимательство и возможности в Америке XXI века»

Торговая палата США отмечала: «Миллионы американцев отдают предпочтение предпринимательству, открывая собственные малые фирмы».

72 процента взрослых американцев склонны скорее работать на себя, чем на других, а 67 процентов регулярно или постоянно думают об увольнении с работы.

Я не экономист, но хорошо знаком с одним из них — Полом Зейном Пилзером.

Пол — вундеркинд. В свое время он был самым молодым вице-президентом «Citibank» и ушел из банковской сферы ради открытия собственного дела, чтобы зарабатывать миллионы. Он написал несколько вошедших в перечень бестселлеров «New York Times» книг, в которых предсказывал кризис в кредитной сфере задолго до его наступления. Кроме того, он был экономическим советником у двух президентов. К его мнению есть смысл прислушаться.

Пол утверждает, что в системе культурных ценностей при подходе к карьере произошел поворот на 180 градусов. Прежняя структура отношений между работодателями и наемными работниками уступает место предпринимательскому духу.

«Во второй половине XX века, — говорит Пол, — традиционно считалось, что необходимо получить хорошее образование и устроиться на работу в крупную компанию. Мысль об открытии собственного дела в большинстве случаев рассматривалась как рискованная. Пусть и привлекательная, но все же рискованная... и чуть-чуть сумасшедшая. Сегодня всё наоборот».

Пол прав. В уже упомянутом отчете Торговой палаты США делается ссылка на проведенный Институтом Гэллапа опрос, в ходе которого было установлено, что 72 процента взрослых американцев склонны скорее работать на себя, чем на других, а 67 процентов регулярно или постоянно думают об увольнении с работы.

Людей стало интересовать не только то, как заработать на жизнь, но и качество самой жизни. Им хочется самим управлять своей судьбой, больше времени проводить с семьей, распоряжаться своим временем и работать на дому. Результаты исследования показали, что 84 процента опрошенных относились бы к работе с большим энтузиазмом, если бы у них был собственный бизнес. В качестве причин чаще всего указывалось желание работать на себя.

Таким образом, мы видим, что прямой карьерный путь, на котором наемным работникам XX века сулили долгую, счастливую и насыщенную трудовую жизнь, все больше искривляется прямо у нас на глазах.

Наши рекомендации