Выбор сочетания шила и мыла, максимизирующего полезность
Спрос и конкурентное поведение потребителя
Закон убывающей предельной полезности.
Кривые безразличия и бюджетная линия.
Равновесие потребителя.
1. Закон убывающей предельной полезности.Потребитель на рынке стремится максимально удовлетворить свои потребности при минимальных издержках. Основным теоретическим подходом, объясняющим поведение потребителя на рынке является теория предельной полезности. Суть данной теории сводится к следующему:
- потребитель стремится максимизировать общее количество полезности, которое он получает (полезность – это удовлетворение, получаемое от потребления блага);
- в своём стремлении к максимизации полезности потребитель наращивает потребление товаров и услуг;
- отношение между объёмами потребляемых товаров и уровнем полезности (удовлетворённости) показывает функция полезности:
;
- с потреблением каждой дополнительной единицы товара общая полезность растёт, а предельная полезность падает (впервые эта зависимость была сформулирована немецким экономистом Г. Госсеном и получила название первого закона Госсена), см. рис. 1. Общая полезность – это полезность всего объёма продукта. Предельная полезность – это полезность от потребления дополнительной единицы товара.
;
где: – предельная полезность;
– изменение общей полезности;
– изменение количества потребляемого товара.
При бесконечно малых изменениях данный показатель представляет собой производную от совокупной полезности, если последняя представлена как функция от потребляемого количества продукта: = d TU /dQ.
- потребитель стремится максимально удовлетворить свои потребности в рамках ограниченной суммы. Такой оптимум достижим при равенстве взвешенных предельных полезностей приобретаемых товаров (второй закон Госсена)
;
где: – предельная полезность;
– цена.
Госсен о себе: «То, что Копернику удалось выполнить для объяснения законов, касающихся совокупности миров в пространстве, то думаю, я выполнил для объяснения законов, касающихся совокупности людей на земной поверхности».
Предположим потребитель имеет 35$. Предположим также, что имеется всего 2 товара: шило и мыло, цены которых соответственно 10 и 5$. Как распределит свой бюджет потребитель на покупку этих товаров исходя из их полезности? Предельные полезность шила и мыла в баллах, исходя из субъективных представлений потребителей, размещены в соответствующих колонках таблицы.
Выбор сочетания шила и мыла, максимизирующего полезность
Количество, шт. | Шило (p = 10$) | Мыло (цена = 5$) | ||
mu | mu на 1$ | mu | mu на 1$ | |
0,9 | ||||
0,6 | 0,8 | |||
0,5 | 0,6 | |||
0,3 | 0,4 | |||
0,1 | 0,2 |
Принимая решение о покупке исходя из полезности на 1$ потребитель максимально удовлетворит свои потребности при покупке 2 единиц шила и 3 единиц мыла. Любая другая комбинация при существующих ценах и доходе в 35$ даёт меньшую суммарную полезность.
2. Кривые безразличия и бюджетная линия.Выше рассмотренное объяснение характера спроса построено на допущении возможности количественного измерения потребителем полезности благ. Такой подход получил название кардиналистского (от англ. сardinal –количественный).
Кардиналистская теория предельной полезности имеет существенные методологические изъяны и прежде всего тот, что полезность является субъективной категорией, не поддающейся объективному измерению и сопоставлению. Поэтому представители ординалистской (от англ. ordinal – порядковый) теории предельной полезности исходят из того, что:
- любой акт выбора имеет две стороны: желания, которые определяются вкусами и предпочтениями и возможностями – доступность товаров для потребителя;
- в реальной действительности потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность набора благ, т.е. потребитель сталкивается с необходимостью выбора оптимального набора приобретаемых им товаров;
- для анализа потребительских желаний (предпочтений) служит кривая безразличия, а для анализа возможностей бюджетная линия.
Рассмотрим для примера семью Ивановых и зададим супругам вопрос: удовлетворило бы Ваши потребности приобретение 10 единиц шила и 5 единиц мыла. Пусть ответ будет положительным (поскольку нас интересуют желания семьи Ивановых, то мы не ограничиваем их выбор бюджетом семьи).
Поинтересуемся теперь, а какое другое сочетание этих товаров дало бы им точно такое же удовлетворение потребностей? Положим, ответ будет 7 единиц шила и 10 единиц мыла. Если по субъективным оценкам Ивановых они получат от различных комбинаций шила и мыла одинаковое удовлетворение своих потребностей, то говорят, что Ивановы «безразличны» к подобным сочетаниям данных товаров. Проведя многократный опрос Ивановых, мы можем свести их ответы в таблицу.