Национальный совет по надзору за рекламой (NARC)
Возможно, самая амбициозная попытка налаживания саморегулирования рекламной отрасли была сделана в 1971 г., когда Американская федерация рекламы, Американская ассоциация рекламных агентств, Ассоциация национальных рекламодателей и Совет Бюро добросовестного бизнеса учредили Национальный совет по надзору за рекламой. Основной задачей этой организации как раз и стала реализация программы саморегулирования рекламной индустрии. Являясь посредником между федеральным правительством и потребителями, NARC должен был обеспечить американской рекламе высокий уровень честности и точности.
В первые годы своей деятельности NARC смог убедить 84 организации отказаться от использования вызвавшей негативную реакцию рекламы или произвести ее корректировку. Недавно совет договорился со Sprint Long Distance об изменении трех ее реклам; с Topps Co. (изготовителем программок бейсбольных матчей) — о прекращении выпуска необъективной печатной рекламы; с American Airlines — об изменении текста печатной рекламы рейсов из Лос-Анджелеса в Гонконг; с Glidden Paints — об отказе от необоснованных заявлений о надежности ее продукции. Кроме того, NARC успешно выявлял лживую и вводящую потребителей в заблуждение рекламу, а также содействовал улаживанию конфликтов между фирмами из разных штатов.
Жалобы на неточность и недостоверность рекламы могут направляться отдельными потребителями или потребительскими организациями, промышленными компаниями или рекламными фирмами в специальное подразделение NARC, так называемый отдел национальной рекламы (NAD). После получения жалобы NAD проверяет ее обоснованность, а затем предпринимает попытки решения возникшей проблемы. Если рекламодатель или рекламное агентство не желает изменить или изъять вызвавшую нарекания рекламу, то он может подать апелляцию в Национальный совет по наблюдению за рекламной деятельностью (NARB). Этот орган состоит из представителей рекламодателей, рекламных агентств и государственных или непромышленных организаций. Получив апелляцию, президент NARB назначает комиссию из пяти человек, наделенных полномочиями решить данную проблему. После рассмотрения аргументов обеих сторон комиссия выносит свое решение. Если, несмотря ни на что, рекламодатель по-прежнему отказывается выполнить требования NARD, то эта организация уведомляет о случившемся федеральное правительство и передает ему все материалы данного дела.
NAD и отдел по надзору за рекламой, адресованной детям
NAD имеет в своем составе специальный отдел по надзору за рекламой, ориентированной на детей, который разработал и опубликовал основные требования к этому виду рекламной деятельности. Отдел был создан в 1974 г. для решения специфических проблем, связанных с особенностями данного вида рекламы. В его задачи входит контроль за правдивостью и точностью рекламы в свете особенностей ее потребительской аудитории. Отдел главным образом занимается выяснением того, как (1) товар представляется детям, (2) каков объем предоставляемой рекламой информации и (3) насколько открыто оказывается давление на детей с целью убедить их совершить покупку.
NAB и средства массовой информации
СМИ пытаются контролировать рекламу с помощью выявления и запрета на распространение тех ее образцов, которые обманывают потребителей и не отличаются хорошим вкусом. Например, журнал «Modern Maturity» отказывается размещать любую рекламу, способную задеть чувство собственного достоинства пожилых людей. Известное издание «Reader's Digest» не печатает на своих страницах рекламу табака и алкоголя. Национальная ассоциация вещательных организаций (NAB) установила правила для каждого вида СМИ, в которых отдельно указываются товары, не подлежащие рекламированию на радио и на телевидении, а также содержатся предписания относительно демонстрации рекламы, проведения конкурсов, вручения призов и осуществления специальных предложений.
В результате решения суда от 1979 г. по гражданскому иску к NAB по поводу того, что ее правила регулирования телевизионной рекламы нарушают закон о конкуренции и ограничивают свободу торговли, эта организация лишилась права устанавливать следующие ограничения:
• количество минут, занятых рекламой в течение каждого часа трансляции;
• количество показов рекламных роликов в течение одного часа;
• количество рекламных роликов, показываемых во время одной рекламной паузы;
• количество товаров, которые могут рекламироваться в течение одной рекламной паузы;
• запрещать продажу эфирного времени под рекламу алкогольной продукции;
• ограничивать показ сцен употребления пива и вина.
Многие теле- и радиовещательные компании, включая и самые крупные, имеют специальные отделы контроля, которые тщательно рассматривают всю предлагаемую рекламу, определяют объемы ее трансляции и перечень допускаемых к рекламированию товаров.