Международные стратегии
Когда стратегия уже выработана, создатели рекламы должны подумать над тем, как помочь ей преодолеть социальные, культурные и политические границы. Перед рекламодателями, распространяющими рекламу за рубежом, встает вопрос, как построить рекламу так, чтобы она пользовалась успехом во всем мире? В редких случаях рекламные объявления могут переходить из одной страны в другую без изменения, в большинстве ситуаций требуется определенная их модификация, хотя бы с точки зрения языка. Обычно рекламная стратегия просто стандартизируется от страны к стране, сопровождаемая стратегией сообщения и коммерческими предпосылками и в конечном счете конкретными рекламными разработками. В большинстве своем эти разработки должны быть модифицированы для местных аудиторий.
Те же самые соображения применяются в отношении многонациональной рекламы внутри одной страны. В Соединенных Штатах, например, рекламщики часто разрабатывают отдельные кампании для афро-американской и пуэрториканской аудитории. В Малайзии создатели рекламы должны проводить свои стратегии так, чтобы угодить коренному населению Малайзии, которое является преимущественно мусульманским, но при этом есть и большая китайская диаспора, и меньшее по численности население, которое составляют индусы.
Должна ли стратегия быть глобальной, зависит от товарной группы. Определенные промышленные товары, компьютерные товары, статусные вещи вроде «Rolex» и «Montblanc», а также безалкогольные напитки используются во всем мире. Целевая аудитория также может повлиять на то, какой характер будет носить рекламная стратегия. Люди определенного типа схожи по своим интересам вне зависимости от того, где они живут (командированные, подростки, специалисты по компьютерам). Специалисты, продвигающие памперсы, например, установили, что матери по всему миру обладают одной и той же потребностью в пеленках для своих детей. Аналогично поколение MTV обладает общими взглядами на моду и музыку безотносительно языка, на котором говорит. Следовательно, реклама товаров для потребительских групп, которые не зависят от национальных границ, может спокойно пользоваться стандартизированными стратегиями.
Иногда творческая концепция тоже может пересекать границы. Пример этому — образ пурпурного шелка, используемый в Европе как визуальная форма для рекламы сигарет «Silk Cut». Ковбой «Marlboro» срабатывает даже в тех странах, где ковбои неизвестны, возможно, из-за всемирного восхищения образом Дикого Запада и сильной независимости, которые этот персонаж представляет. Образ мишек «Snuggles» также хорошо работает почти в каждой стране мира.
Исполнение рекламы, которое мы обсудим в следующем разделе, может нуждаться в определенном изменении для отдельных стран, чтобы максимизировать эффективность. Творческая концепция спрея для тела «Impulse», к примеру, использует образ мужчины, останавливающего женщину на улице, чтобы подарить ей цветы. Эта идея срабатывает почти везде, но рекламные ролики снимаются на местах, чтобы обстановка и физические характеристики людей выглядели знакомыми.
Существует несколько районов земного шара, где рекламные обращения нуждаются в особом внимании. Некоторые азиатские страны особенно озабочены проблемой «культурного империализма» и возмущаются проникновением западных ценностей через рекламу. Соответственно отдельные страны жестко ограничивают западную рекламу. Например, Малайзия требует, чтобы вся реклама производилась на месте. Мусульманские страны запрещают рекламу «греховных» товаров (сигарет, алкоголя), а женские образы в роликах должны соответствовать мусульманским требованиям приличия, которые могут изменяться от страны к стране.
Даже крупные международные компании могут иногда споткнуться в ситуациях, связанных с культурными обычаями. Европейское отделение Ford Motors обнаружило, например, что возникли проблемы с фотографией, напечатанной в рекламе, используемой на территории Польши. Оригинальное фото показывало европейских рабочих различных национальностей, чтобы проиллюстрировать многообразие занятых в компании людей. При создании польского варианта брошюры все негритянские и азиатские лица были заретушированы как кавказцы, чтобы эффективнее обратиться к преимущественно бледнолицему польскому рынку. Рабочие заводов Ford, изображенные в оригинальной брошюре, пришли в ужас, обнаружив, что их «выбелили».
Исполнительский этап создания рекламы суммирован в табл. 9.4.
Таблица 9.4.Создание рекламы
Этап 2. Исполнение |
Разработка творческой концепции, или главной идеи |
Составление рекламного текста и разработка внешнего вида рекламы |
Адаптация творческого подхода ко всем сферам, задействованным в творческой концепции: печатной рекламе, рекламе на телевидении и по радио, информационной рекламе, наружной рекламе, рекламе на транспорте, рекламе в режиме реального времени и другим рекламным формам и средствам |
Адаптация творческого подхода к ситуациям, связанным с разной культурной средой и международным маркетингом |
Этап 3. Производство
После выработки творческой идеи и ее вариантов для различных средств информации третий этап заключается в том, чтобы изготовить эту рекламу. Требования к производству рекламы для печатных изданий и для радио или телевидения совершенно разные, но все они являются сложными и требуют профессиональных навыков технических специалистов. Брошюры, плакаты, средства для наружной рекламы, всемирная паутина Интернета и вся остальная реклама обычно требуют специализированных навыков.
Для создания, например, печатной рекламы требуется знание изобразительного искусства и специализированные знания о полиграфии (как выбирается и печатается шрифт) и художественном производстве. Фотография, в частности, трудна для воспроизведения в печатном виде и требует ряда технических операций для преобразования фотографического изображения в полутоновое изображение, превращающее полный спектр тональных оттенков в рисунок на экране, который можно напечатать. Цветные фотографии также требуют специального процесса преобразования для воспроизведения всей цветовой гаммы. Последний этап процесса печатания заключается в монтаже, зачистке и ретушировании страницы. После того как реклама отпечатана, проводятся специальные операции, такие как нарезка (создающая необычные вырезы или формы), набивка и рельефное тиснение.
Краткий обзор основных понятий
Создание рекламы
1. Рекламная стратегия подразумевает постановку целей в области коммуникации и определение целевой аудитории; стратегия обращения определяет стратегические творческие подходы и коммерческие предпосылки.
2. В стадии исполнения стратегия трансформируется в конкретные идеи для реальной рекламы во всех видах средств доставки информации. Творческая команда делает следующее:
• вырабатывает основную идею, пишет тексты и разрабатывает дизайн рекламных объявлений, которые выражают эту основную идею;
• адаптирует основную идею, текст рекламы и ее дизайн так, чтобы они соответствовали требованиям со стороны средств доставки информации или форме рекламы;
• учитывает любые изменения, которые могут быть внесены в ситуациях, связанных с культурными особенностями различных стран и международным маркетингом.
3. Производство — это сложная техническая операция для всех средств информации, которая обычно требует множества профессиональных навыков.
Радиореклама производится при помощи записывания звуковых эффектов, голосов и музыки, что детально оговорено в сценарии, написанном автором рекламного теста. Телевизионные ролики используют техники аудио- и видеозаписи. Создание телевизионной рекламы — это сложный процесс, который включает в себя персонажи, декорации, освещение, бутафорию и звуковое сопровождение. Все эти элементы объединяются в соответствии со сценарием, написанным текстовиком, и кратким сценарием, набросанным художником-постановщиком.Краткий сценарий, или раскадровка, — это описание основных сцен в рекламном ролике. Продюсер управляет процессом видеозаписи и дает указания по изменению сценария, что обычно выражается в гораздо большем метраже, чем действительно необходимо для рекламы. Редактор фильма соединяет лучшие куски в последовательные сцены, которые соответствуют сценарию и продолжаются нужное время: 10,30 или 60 секунд.
Производственный этап создания рекламы начинается после того, как определена рекламная стратегия и разработана творческая идея для данной конкретной рекламы. Табл. 9.5 суммирует все три этапа процесса создания рекламного продукта.
Таблица 9.5.Создание рекламы
Этап 1. Стратегия |
Определение рекламной стратегии Определение стратегии сообщения Идентификация коммерческих предпосылок |
Этап 2. Исполнение |
Разработка творческой концепции, или главной идеи Составление рекламного текста и разработка внешнего вида рекламы Адаптация творческого подхода ко всем сферам, задействованным в творческой концепции: печатной рекламе, рекламе на телевидении и по радио, ознакомительной рекламе, наружной рекламе, рекламе на транспорте, рекламе в режиме реального времени и другим рекламным формам и средствам Адаптация творческого подхода к ситуациям, связанным с разной культурной средой и международным маркетингом |
Этап 3. Стадия производства |
Работа со специалистами по производству материалов, используемых во всех составляющих данной рекламы |
ИМК в действии