Тема 3. Роль потребления на рынке
Маркетинг. Лекция 2
Система маркетинговых исследований.
1. Цели, принципы и методы исследований в маркетинге.
Маркетинговые исследования – это сбор информации о продажах товаров и потребителях, их обработка ,анализ и выработка и рекомендации по улучшению ,реализации товаров и услуг.
Цель их – создать базу для принятия решений по М ( расширение производства , новый товар)
Цели :
· Поисковые (разведочные) – сбор информации для предварительной оценки
· Описательные
· Аналитические
Принципы проведения маркетинговых исследований:
- системность
-комплексность
-систематичность
- объективность, корректность.
Методы проведения маркетинговых исследований:
Кабинетное исследование – сбор и оценка информации в кабинете.
Полевое- сбор информации на объекте.
2. Маркетинговая информация.
Маркетинговая информация – это сведения, использующиеся в маркетинговых исследованиях.
-Полнота ее
- актуальность
- адекватность
- доступность.
Источник первичной информации- см объект о себе .
Маркетинговая информационная система- это совокупность персонала , оборудования , процедур и методов , обеспечивающих сбор, обработку, и представление информации для практических решений.
Принцип МИ системы:
- многократность
- совместимость
- многовариантность предложения
- Котер-схема
Маркетинговый банк данные
Банк моделей
Подсистема анализа маркетинговой информации.
3) Этапы маркетинговых исследований.
1. Определение проблемы и целей исследования.
2. Разработка плана исследования.
3. Сбор и обработка информации.
4. Анализ информации.
5. Представление результатов.
IV. Организация маркетинговых исследований .
- это способ их осуществления или порядок действий , организующий работоспособность и увеличение результата.
· Подготовка и проведение наблюдения
· Разработка раб. плана
· Организация работы и контроля.
· Подготовка отчета.
· Проведение опроса
· Эксперимент
· Презентация
2,5 ) Маркетинговые среды и их особенности в аграрной сфере (с 64-70)
Внешняя микросреда маркетинга
-поставщики
- агентства
- контактные аудитории.
Внутренняя среда маркетинга.
-Средства производства
-люди
- материалы
- продукция.
Тема 3. Роль потребления на рынке .
1. Классификация потребителей
2. Факторы , влияющие на поведение потребителей
3. Методы работы с потребителями
4. Особенности сельского потребителя.
I. Классификация потребителей (72-82)
Профессиональный маркетинг- это знание потребностей и мотиваций различных групп покупателей ,восприятие рынка как совокупности существующих потенциальных покупателей товаров.
Группы покупателей:
Производство + государство=
Личное потребление+ совместное потребление
5 рынков покупателей :
1. Потребительский – отдельных лиц и домохозяйств.
2. Организаций – товаропроизводителей приобретающих товары и услуги.
3. Промежуточных продавцов ( для перепродажи Роспотребкооперация)
4. Гос. Учреждений – закупок для армии и чиновников( министерств и ведомств)
5. Международный – покупатели за пределами страны.
Покупатель- лица, непосредственно осуществляющие покупки.
Потребитель > широкая ( поиск товаров , покупка, использование)
Существует 4 основных принципа отношения к поведению потребителей :
1. Потребитель независим , его поведение ориентировано на опред. Цель;
2. Мотивация и поведение потребителя выявляется с помощью исследования.
3. На поведение потребителя можно воздействовать.
4. Свобода потребителя основывается на ряде его прав.
Основная задача специалистов по маркетингу состоит в выявлении субъектов , принимающих решение о покупке товара,: (инициатор, влиятельное лицо ,семья, покупатель ,пользователь- на них надо воздействовать)
Решение о покупке принимается по следующим этапам:
- осознание проблемы( голод,…)
- информация( источники)
- оценка вариантов
- решение о покупке
Задача предприятия найти свой сегмент рынка
3. Методы работы с потребителями 89-92
Важнейшие направления изучения поведения потребителей:
- отношение к предприятию
- отношение к различным направлениям деятельности ?( ?
- уровень удовлетворяющий спросу
- намерения потребителей
- мотивация потребителя
- процесс принятия решения о покупке.
Методы работы с потребителями выливаются в 4 основных средства воздействия:
1. Реклама
2. Стимулирующем сбыте
3. Пропаганду изделия
4. Личную продажу
Модель маркетинговых отношений
Потенциальные Совершение Развитие отношений с
Потребители продажи потребителями.
(без данных рынка)
?
4.Особенности сельского потребителя
1. На типичную семью 4-5 человек
2. Социальная среда , снижение качества жизни, ухудшение среды обитания.
3. миграция в городе, за границу.
4.сам потребитель знает часть своих продуктов
5. ?
6. ?