Типичный распорядок дня. 8-30: я прихожу в офис после тридцатиминутной поездки в автобусе

8-30: я прихожу в офис после тридцатиминутной поездки в автобусе, во время которой я успеваю бегло просмотреть номера «Advertising Age» и «AdWeek», а иногда и получить удовольствие от чтения «The New Yorker». На рабочем месте первым делом я знакомлюсь с сообщениями на моем автоответчике, читаю электронную и обычную почту, для того чтобы выяснить, какие результаты исследований потребительского рынка понадобятся моим коллегам сегодня. Затем я проверяю, не забыла ли я о намеченных деловых встречах, и, наконец, приступаю к своей основной работе.

9-00: я встречаюсь с сотрудниками группы работы с заказчиками, чтобы свести к миниму­му число рассматриваемых вариантов рекламы, которую мы рекомендуем для одного тури­стического мероприятия, спонсируемого нашим клиентом Мы стараемся связаться с крупными городами, где наш клиент размещает наружную рекламу и рекламу в СМИ, а также с окружающими их населенными пунктами. Мы используем геодемографическую справочную систему Claritas Compass, чтобы определить, какие из этих городов и поселков следует принимать во внимание с точки зрения их населенности и близости к рынку средств рекламы. Результаты обсуждения мы оформляем в виде списка рынков, которые рекомендуем клиенту в первую и во вторую очередь.

10-00-12-45: я возвращаюсь в офис и начинаю заниматься исследованиями для нового заказчика. Он просит выделить те сегменты рынка, которые наиболее вероятно будут за­интересованы в его услугах Сотрудники его компании уже приблизительно установили некоторые группы, которым могут понадобиться данные услуги, однако им хотелось бы получить более точные результаты. К счастью, фирма Mediamark Research Inc. (MRI) уже включила некоторые данные о получении сходных услуг в свой прошлогодний отчет, по­этому обращение в MRI становится моим первым шагом в решении этой проблемы. Мой клиент также интересуется степенью готовности каждого сегмента подписаться на пред­лагаемую им услугу. Нужные ему данные можно найти в результатах опроса, выполнен­ного по программе DDB Needham Life Style. Так что, используя свое знание SPSS, я копа­юсь в информационных файлах до тех пор, пока не нахожу необходимые мне сведения.

12-45-13-30: я покупаю сэндвич в соседнем баре и направляюсь в конференц-зал, который в этот час служит нам помещением для приема пищи. Здесь собираются в небольшие группки с постоянно меняющимся составом специалисты по стратегическому планирова­нию и исследованиям рынка, чтобы поболтать о соревнованиях по программе Националь­ной спортивной студенческой ассоциации (NCAA), о текущих событиях в стране и о впечатлениях от рекламы DDB Needham, увиденной накануне.

13-30-15-30: я присутствую на встрече с представителями компаний, занимающихся ис­следованиями рынка, чтобы обсудить с ними некоторые проблемы, касающиеся нового варианта анкеты для потребителей по программе Life Style. Так как анкета мало измени­лась по сравнению с прошлогодней, то наша встреча продолжается недолго.

15-30-17-30 и позже: к счастью, остаток дня я могу посвятить запросам, скопившимся на моем столе. Самый срочный из них требует анализа результатов исследования по пробле­мам современной моды, выполненного DDB Needham. Часть мер, предпринятых нашей компанией для освоения нового бизнеса, включает в себя попытку связать собранные нами сведения с оценкой перспектив отдельных предприятий. Для этой цели группа на­ших сотрудников провела ряд встреч с представителями фирм, производящих женский конфекцион, чтобы обсудить с ними проблемы восприятия женщинами конкурирующих торговых марок модной одежды. Я должна заниматься подготовкой таких мероприятий, одно из которых состоится на будущей неделе. Поэтому оставшееся рабочее время я посвящаю более близкому знакомству с трикотажными изделиями, подлежащими специально­му исследованию, выявляя группы поклонниц тех торговых марок, которые конкурируют с продукцией компании, представители которой приедут к нам через несколько дней. Моя основная задача состоит в том, чтобы выяснить, чем отличаются друг от друга любитель­ницы тех или иных торговых марок с точки зрения их взглядов на то, когда и для каких целей лучше всего подходят модные трикотажные изделия.

За исключением ответов на несколько телефонных звонков все оставшееся время я посвя­щаю данной проблеме. Когда наступает время идти домой, я собираю вещи и иду пешком до ближайшей автобусной остановки.

Иногда в результате культурных изменений в обществе происходит и эволюция потребностей. Например, многие домовладельцы испытывают потребность в обес­печении надежности и безопасности своих жилищ, что вытекает из страха перед ростом преступности в США. Для удовлетворения этой потребности было создано множество новых товаров и соответствующих им коммуникационных стратегий. Среди последних новинок, помогающих охране жилища, можно назвать ручные сирены, распылители веществ, обеспечивающих защиту от нападающих, видеока­меры для контроля территории вокруг дома, а также различные датчики. К последним достижениям в этой области можно отнести электронную сторожевую собаку стоимостью $200, которая при приближении незнакомцев начинает лаять и рычать подобно настоящей немецкой овчарке

Поиск и обработка информации

Осознание потребности порождает состояние внутреннего напряжения, которое вынуждает потребителя искать информацию, способную помочь ему принять ре­шение. Поиск информации является вторым этапом комплексного процесса приня­тия решения и требует приложения умственных и психических усилий. Этот поиск отнимает время, силы и деньги потребителя и нередко требует отказа от более при­ятных занятий.10 Однако выгоды от поиска информации часто оправдывают поне­сенные затраты. Осуществление тщательного информационного поиска может в конечном итоге обернуться экономией средств, получением более качественного товара или снижением риска покупки.

Потребитель принимает участие в двух процессах поиска информации внут­реннем и внешнем. При внутреннем поиске он пытается решить свои проблемы за счет сведений, полученных ранее. Например, люди, страдающие от сезонной аллер­гии, могут постараться вспомнить, за счет чего они смогли добиться улучшения самочувствия в прошлом году. Они могут даже припомнить адрес аптеки, в кото­рой покупали противоаллергическое лекарство. Если же проблема не может быть решена с помощью внутреннего поиска, то люди пытаются получить информацию извне. Внешними источниками информации могут быть члены семьи, друзья, спе­циалисты, различные виды публикаций, реклама, продавцы и выставки.

Выбор источника информации, к которому обращается человек, может зави­сеть от важности предстоящего решения, прошлого опыта, степени доверия к полу­чаемым сведениям и от личных психологических особенностей. Некоторые потре­бители считают сбор информации чрезвычайно хлопотным занятием и при мелких покупках предпочитают полагаться на сведения, которые могут получить от про­давцов. Но когда те же люди собираются приобретать новую машину, она могут предпринять настоящее исследование, которое будет включать письменные запро­сы, сопоставление цифр правительственных отчетов, встречи с дилерами разных компаний и многочисленные беседы со специалистами.

Когда процесс поиска завершается, то как поступают люди с собранной ими информацией? Как они ее распознают, воспринимают и вызывают из памяти? Спе­циалисты по маркетинговым коммуникациям должны знать ответы на эти и другие вопросы с тем, чтобы иметь возможность влиять на поведение потребителей.

Этапы обработки информации

Задача правильной оценки процесса обработки полученной информации являет­ся довольно сложной. Поскольку мы не можем проникнуть в человеческие мысли, то наши взгляды на данную проблему будут основываться на результатах внешних наблюдений. Существует много теорий, в которых делается попытка объяснить» как человек обрабатывает воспринимаемую им информацию. На рис. 6.3 показана общая схема последовательности этого процесса, состоящего из пяти основных этапов.

Типичный распорядок дня. 8-30: я прихожу в офис после тридцатиминутной поездки в автобусе - student2.ru

Рис. 6.3. Пять этапов обработки информации

Контакт

Обработка информации начинается сконтакта потребителя с определенным ис­точником стимуляции, например с просмотра телепередачи, посещения супермар­кета или взгляда, брошенного на рекламный щит из окна автомобиля. Для иниции­рования этого процесса специалисты по маркетинговым коммуникациям должны привлечь внимание потребителя к конкретному стимулу или сделать его образцом поведения для членов целевой аудитории. Например, обращения, содержащие для привлечения клиентов торжественные обещания компании или бесплатные купо­ны, должны появляться в тех средствах рекламы, которые может увидеть или услы­шать потребитель. Поэтому Nike Inc. снимает в своих рекламных роликах Майкла Джордана, а затем показывает их по 12 раз в течение субботней трансляции матчей NBA, чтобы таким образом потребители обязательно смогли увидеть и услышать ее маркетинговое обращение.

Внимание

Сам по себе контакт способен принести немного пользы, если в дальнейшем стимул не привлечет внимание человека. В любой момент времени люди подвергаются воздействию множества стимулов, но в силу своих ограниченных возможностей оказываются неспособными переработать всю содержащуюся в них информацию. Чтобы усвоить ее, они должны мобилизовать свои мозговые ресурсы, то есть напра­вить на стимулы своевнимание. Без привлечения внимания не происходит даль­нейшей переработки информации, и маркетинговое обращение оказывается беспо­лезным. Внимание носит селективный характер, так как у нас нет ни когнитивных возможностей, ни достаточного интереса, чтобы обращать внимание на все направ­ляемые нам обращения.

Некоторые стимулы способны привлекать наше внимание более активно. Таки­ми стимулами являются яркие цвета, движущиеся объекты, контрастные и интен­сивные образы.11 Индивидуальные особенности человека также влияют на то, ка­кой из стимулов привлечет его внимание сильнее других. Люди чаще обращают внимание на те маркетинговые послания, в которых содержится информация по проблеме, вызывающей их высокую вовлеченность и обеспечивающей необходи­мую мотивацию для ее решения.12 Наконец, люди обычно уделяют внимание тем обращениям, которые воспринимаются ими как не противоречащие их отношению к чему-либо, и стараются игнорировать обращения противоположной направлен­ности.13

За последние десятилетия были разработаны различные методы, позволяющие добиться более прочного привлечения внимания к рекламе. Например, рекламное объявление, передаваемое первым среди нескольких объявлений, обычно привле­кает больше внимания, так же как и реклама, использующая юмор и сексуально привлекательные образы.14 Печатная реклама в газете с большей вероятностью при­влечет внимание читателя, если будет расположена в центре его оптического поля зрения. Поэтому покупка под рекламу целой газетной полосы дает возможность избежать проблемы оптимального рекламного позиционирования.

Метод ИМК позволяет применять разнообразные способы привлечения внима­ния потребителей. Эффектная упаковка, материалы для оформления мест прода­жи, организация специальных мероприятий, бесплатная раздача образцов товара, публикация ежегодных отчетов — все эти меры помогают привлечению внимания целевой аудитории. Увиденный вами по телевизору рекламный ролик McDonalds, полученный по почте специальный купон, услышанная по радио история о том, как компания McDonalds пожертвовала партию продуктов в местный благотворитель­ный фонд, способны все вместе повысить вероятность того, что вы в самое ближай­шее время, посетите ресторан этой компании.

Восприятие

Третьим этапом обработки информации является ее восприятие. Оно включает в себя перевод принимаемых сигналов в категории, имеющие смысловую значи­мость, формирование моделей поведения и придание им соответствующих имен или образов. Таким образом,восприятие или перцепция представляет собой про­цесс придания значения стимулам, воспринятым органами чувств.

На восприятие стимулов влияют их физические характеристики, ситуация, на фоне которой они возникают, и индивидуальные особенности получающего их человека. Органы чувств передают сигналы о форме, цвете, звучании и вкусе стиму­лов, но каждый человек воспринимает эти стимулы в том контексте, который фор­мируется его отношением к окружающей обстановке. Поэтому на формирование восприятия влияют также уровень образования индивидуума, его предпочтения, личностные особенности, самооценка, текущие мотивы поведения и эмоции. Неко­торые стимулы воспринимаются целиком, а некоторые только частично; одни дос­таточно точно, а другие искаженно. Таким образом, процесс восприятия является результатом в высшей степени индивидуализированного психического отображе­ния сенсорных стимулов.

Процесс восприятия тщательно исследовался многими учеными. В общем слу­чае он может быть представлен, как состоящий из трех этапов: селекции, организа­ции и интерпретации стимулов. Мы осуществляем селекцию стимулов, иногда не осознавая этого, в зависимости от предыдущего опыта и от текущих мотивов наше­го поведения. Чем лучше мы знакомы с ситуацией, тем избирательнее будут наши действия. Очевидно, что каждый студент входит в аудиторию с определенным на­бором ожиданий относительно того, что он может в ней увидеть, услышать или почувствовать. Если обстановка в аудитории полностью соответствует его ожида­ниям, то он воспримет в ней только то, что выберет в качестве заслуживающего внимания (например, свободное место у входа). Если же ожидания не будут соот­ветствовать реальности, то появится возможность воздействия на процесс селек­ции. Данный способ строится на создании контраста. Его использовала, в частно­сти, фирма Infiniti при создании телевизионной рекламы автомобиля, в которой не использовалось его изображение. Мотивация, как уже говорилось ранее, представ­ляет собой сходное явление.

Люди стремятся воспринимать те вещи, в которых они испытывают потреб­ность. Чем сильнее их потребность, тем выше мотивация к восприятию стимулов, которые могут удовлетворить потребность, и тем меньше уделяется внимания ос­тальным стимулам. Обычно мы стараемся распределить стимулы по группам, кото­рые воспринимаем как единое целое. Эта способность группирования и интеграции стимулов существенно облегчает нашу жизнь.

Многочисленные свидетельства указывают на то, что мы автоматически группи­руем стимулы таким же образом, каким осуществляется формирование единого изображения или впечатления. Наше стремление к объединению стимулов служит для облегчения их запоминания и извлечения из памяти. Примерами такого груп­пирования могут служить номера домашних телефонов, номера телефонов служб социального обеспечения или адреса. Компании, производящие прохладительные напитки, славятся попытками объединить свою продукцию с положительными ощущениями, получаемыми при ее употреблении.

Все мы хотим узнать, чем кончается роман, фильм или даже обыкновенная шут­ка. Это желание отражает завершение нашей потребности, то есть организацию вос­приятия таким образом, чтобы оно давало нам законченный образ явления. Даже если обращение и является неполным, мы осознанно или неосознанно пытаемся его завершить. Так, Coca-Cola сообщала своим покупателям, что ее продукция пред­ставляет собой «Это», надеясь, что ее «Это» будет воспринято в положительном смысле. Подобным образом Pepsi-Cola использовала междометие «Ух».

Наконец, следует отметить, что обычно люди интерпретируют стимулы в соот­ветствии с набором предписанных критериев. Подобная интерпретация может за­висеть от многих факторов, некоторые из которых действуют постоянно. В част­ности, таким фактором является ясность стимула, так как плохо определенный стимул может быть воспринят неправильно. Кроме того, на интерпретацию стиму­ла влияет личный опыт человека. Предубеждения, в том числе и расовые, представ­ляют собой обобщения, сделанные на основании результатов воздействия отдель­ных стимулов в прошлом. Наши мотивы поведения и личные интересы также влияют на интерпретацию стимулов мы стараемся интерпретировать их точнее, когда испытываем заинтересованность в решении конкретной проблемы.

Осознание является частью процесса перцепции, но оно не ограничивается иден­тификацией и наименованием, а позволяет дать более полную оценку воспринима­емому стимулу. Наш первый зрительный контакт с красным велосипедом порожда­ет простую перцептивную реакцию «этот велосипед — красный». Через несколько мгновений мы дополняем ее за счет произошедшего осознания следующей оценкой: «красные велосипеды — самые красивые» или «красные велосипеды выглядят от­вратительно». В общем случае люди осознают обращения таким образом, который позволяет обеспечить согласованность с выработанными ранее взглядами и мнени­ями. Например, люди, убежденные в том, что американские автомобили являются самыми лучшими, стараются искажать или ослаблять восприятие стимулов, оспа­ривающих эту точку зрения.

Если у потребителей отсутствуют способности к восприятию, то использование ИМК окажется бесполезным. Другими словами, если потребители не смогут ос­мысленно группировать сообщаемые им подсказки, то они окажутся не в состоянии распознать различные коммуникации, заложенные в многозначном обращении. Например, специалист, работающий в магазине оптики Pearle Vision, получает об­ращения в качестве сотрудника, потребителя, а также служащего фирмы, к которо­му направляются сигналы обратной связи от клиентов. Восприятие позволяет ему понять все эти обращения, правильно сгруппировать их и осознать.

Запоминание

Запоминание, то есть хранение полученных данных с целью их возможного исполь­зования в будущем, является четвертым этапом процесса обработки информации. Роль памяти в этом процессе оказывается двоякой. Во-первых, память сохраняет информацию во время ее обработки. Например, стимул, который должен быть вос­принят полностью, сначала на короткое время записывается в так называемую сен­сорную память и только затем сообщаемая им информация переписывается в обычную, долгосрочную память, откуда она будет извлекаться по мере необходи­мости.

Сам по себе процесс запоминания также состоит из нескольких этапов. Первый из них называется кодированием прежде чем человек запомнит информацию, она должна быть преобразована в такой вид, в котором ее сможет использовать запоми­нающая система нашего мозга. Например, если человек читает какой-нибудь пара­граф учебника, то он может закодировать его общий смысл, визуальные образы напечатанных слов или их звуковые отображения. По завершении кодирования информация может поступить на хранение в память.

Информация способна кодироваться и храниться без сознательных усилий че­ловека, однако для того, чтобы убедиться в правильности запоминания, часто бы­вает необходимо ее мысленное повторение. Для этого нередко бывает достаточно простого механического повторения, однако оно не так эффективно, как уточня­ющее повторение, которое включает в себя размышление над полученной инфор­мацией и соотношение ее с полученной ранее. Человек может запомнить имя пу­тем простого повторения, но вероятность запоминания повысится, если он будет размышлять над этим именем и ассоциировать его с другими именами, местами и событиями. Например, страховая компания Prudential Insurance использовала в качестве средства для создания подобной ассоциации образ Гибралтарских скал.

Маркетинговое обращение по возможности формулируется таким образом, чтобы стимулировать уточняющее повторение. Например, многие рекламы Kodak направлены на то, чтобы вызвать у потребителей поток приятных воспоминаний об основных вехах их жизни. Компания Black & Decker показывает в первой час­ти своей телевизионной рекламы мужчину, испытывающего затруднения со сбор­кой стола, а во второй части — того же мужчину, легко справляющегося с этой задачей с помощью фирменной отвертки от B & D. Эта реклама сначала застав­ляет задуматься начинающих столяров об их прошлом негативном опыте, а за­тем предлагает продукцию Black & Decker в качестве средства решения этих проблем.

Наши рекомендации