Цена упущенных возможностей
Безусловно, наиболее серьезной издержкой и, возможно, самой большой частью айсберга является цена упущенных возможностей продажи. Если товаров не оказывается в магазине в тот момент, когда покупатель желает их приобрести, продажа не состоится. Но не факт, что наконец прибывшие на ваш склад товары — пусть даже с самой низкой себестоимостью — спасут положение.
Согласно теории поведения, потребитель может заменить один товар другим, но на практике в рамках одного розничного магазина это не всегда возможно. Иногда заменой товара вы непреднамеренно способствуете росту продаж ваших конкурентов. В этой части айсберга закупка у иностранных поставщиков для вас невыгодна. Местные поставщики находятся ближе к вашему рынку, и даже если произойдет небольшая задержка в производстве, она совсем не обязательно приведет к несвоевременности или некомплектности поставки. А вот из-за задержки в производстве за границей, вероятнее всего, дата
отгрузки будет сорвана; могут потребоваться радикальные меры по осуществлению перевозки товаров авиатранспортом, значительно увеличивающие ваши издержки — те самые, которые не включаются в стандартную розничную цену. Как показывает практика, на доставку от дальневосточного поставщика требуется 8-12 недель, из Великобритании на это же уйдет 4-6 недель и примерно на неделю больше — из Марокко, Португалии, Египта и Восточной Европы.
На рисунке 2.1 изображен айсберг издержек, а также области, в которых поставщики Великобритании могли бы потенциально создать конкурентное преимущество: если издержки айсберга для поставщика из Великобритании менее существенны, чем для иностранного поставщика, то логично было бы предположить, что первый может использовать сильные стороны, недоступные второму.
Теория айсберга предлагает несколько возможностей, позволяющих поставщикам с локальных рынков или из близлежащих стран добиться конкурентного преимущества перед более далеким иностранным поставщиком. В определенных обстоятельствах целесообразнее осуществлять закупки на локальном рынке, то есть — в своей стране.
Однако не сам айсберг, а его размер определяет относительное преимущество: в некоторых случаях айсберг существует, но его недостаточная глубина не позволяет поставщику из Великобритании воспользоваться им. Чем прочнее отношения между поставщиком и ретейлером в Великобритании, тем менее вероятно появление крупного айсберга, которым может воспользоваться альтернативный поставщик, и наоборот.
Операционные издержки, как правило, представлены двумя основными составляющими (Clemens, 1993):
Операционные издержки = издержки координирования + операционный риск.
Издержки координирования связаны с обменом и передачей информации и ее использованием в процессе принятия решения. В частности, при принятии решений о поиске поставщиков и закупках это информация о товаре, цене, наличии на складе, проектных изменениях, погрузке и т. д.
Операционный риск — издержки, понесенные по причине уклонения других сторон от выполнения своих обязанностей, например в случае просрочек по доставке, низкого качества товара или поставки товара неверного количества, цвета или модели (табл. 2.2).
Источник:Hines, 2005.
Таблица 2.2, Операционные издержки
В литературе по операционным издержкам рассматриваются следующие три вопроса: 1) характер активов; 2) неопределенность; 3) рынки и иерархии (Grover, 2003).
Специфичность активов подразумевает, что они могли быть приобретены для определенного контракта и не подлежат передаче для осуществления других сделок. Например, поставщик может купить конкретный станок по пошиву одежды для конкретного ретейлера. и вне этого контракта данный станок не имеет никакой или почти никакой ценности.
На практике доводится сталкиваться с двумя типами неопределенности: по причине внешних факторов, например из-за изменений в технологии, вызывающих моральный износ оборудования, и неустойчивости спроса (объема и ассортимента), — которые могут быть спровоцированы изменениями тенденций в моде.
Наконец, рынки и иерархии рассматривают: 1) способность рынков координировать спрос и предложение; 2) вопросы управления. Например:
• Разумно ли рынок распределяет ресурсы в части «закупщик — поставщик»?
• Можно ли контролировать эти потоки вне зависимости от того, кто является владельцем цепочки создания стоимости?
Прежде чем мы приступим к рассмотрению двух вышеозначенных вопросов, необходимо подробнее ознакомиться с понятием «совокупная стоимость владения», так как непосредственно на нее и влияют
операционные издержки закупщика.