В5 Понятие и оценка конкурентоспособности
Конкурентоспособность товара – это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента .Конкурентоспособность товара определяется следующими факторами:а) качество производимой продукции определяется новейшими технологиями и квалифицированным персоналом;б) профессионализмом директората;в) низкой себестоимостью;г) реклама (прорекламированный товар обладает большим спросом, а значит и предложением).Алгоритм определения конкурентоспособности предусматривает:1.определение цели оценки;2.определение областей (видов деятельности), учитываемых при анализе;3.выбор базы сравнения;4.определение характеристик, подлежащих измерению;5.оценка выбранных характеристик;6.расчет обобщенного, интегрального показателя конкурентоспособности;7.выводы о конкурентоспособностиОценить конкурентоспособность организации можно также на основе сравнительного анализа устойчивости предприятия и его основных конкурентов к возможным рискам на рынке. Если рассматривать риски только как негативные проявления среды, то подобный анализ выявляет требования к деятельности предприятий отрасли, а более высокая устойчивость предприятия свидетельствует о более высокой конкурентоспособности.
В6. Стратегии конкуренцииСтратегия, которая позволяет организации занять сильную позицию в конкурентной борьбе, обеспечивая наибольшее конкурентное преимущество, называется стратегией конкуренции. тремя базисными стратегиями конкуренции являются: стратегия лидерства по полным затратам, стратегия дифференциации и стратегия фокусировки.Лидерство по полным затратам — это такая стратегия конкуренции, которая обеспечивает организации достижение наименьших издержек производства и распределения, благодаря чему она устанавливает более низкие, по сравнению с конкурентами, цены и завоевывает большую долю рынка.Стратегия дифференциацииможет включать дифференциацию имиджа, персонала, товара и/или сервиса. Дифференциация имиджа заключается в создании образа организации и/или ее товаров, отличающих их в лучшую сторону от имиджа конкурентов и/или их товаров. Если организация концентрирует свои усилия не на всем рынке, а на небольшом числе рыночных сегментов, то такая стратегия называется стратегией фокусировки. Выбор стратегии конкуренции зависит от того, какое место в конкурентной борьбе в отрасли занимают организации, которые подразделяются на рыночных лидеров, претендентов, последователей и нашедших рыночную нишу. В7.Понятие товара в маркетинге. Классификация товара.Товар -все, что может удовлетворить желание или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.С точки зрения типа рынка, на котором происходит реализация продукта, товары делятся на различные группы:1Потребительские товары - это товары и услуги, предназначенные для конечного потребителя (личного, семейного исп). Мы пользуемся ими в повседневной жизни2.Промышленные товары или товары производственного назначения - товары, приобретаемые частными лицами или организациями для дальнейшей переработки или использования в хозяйственной деятельности.3.Товары производственного назначения делятся на: сырье, материалы и комплектующие, капитальное имущество, вспомогательные материалы и услуги4.Готовые материалы и комплектующие включает в себя материальные составляющие (железо, пряжа) и комплектующие (небольшие электродвигатели, шины). 5.Капитальное имущество - это товары промышленного назначения, которые помогают покупателю в его производственной деятельности или других операциях. К капитальному имуществу относят стационарные сооружения и вспомогательное оборудование (заводы, офисы, генераторы)Другая классификации товаров основана на характере потребления товаров:1. Товары длительного пользования - выдерживают многократное использование;2. Товары кратковременного пользования - потребляются за один или несколько циклов использования;3. Услуги - т.е. действия, которые приносят потребителю пользу и удовлетворение и являются объектом продажи. В8. Жизненный цикл товара. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) - это концепция, которая пытается описать сбыт продукта, прибыль, потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка (вытеснения с рынка другим). Фазы ЖЦТ делят обычно на внедрение (введение), рост, зрелость, насыщение и спад. Цель фазы внедрения - создать рынок для нового товара. Темп роста продаж обычно относительно невелик, их объем незначителен, торговля нередко убыточна, маркетинговые расходы невелики, конкуренция, как правило, ограничена. Однако, если спрос на данную группу товара устойчив, а модификация его незначительна, то фаза введения может практически отсутствовать. Фаза роста - признание товара покупателями и быстрое увеличение спроса на него. Объем продаж растет, а за ним и прибыльность. Причем, рост идет быстрее средних показателей по данной отрасли (родственной группе товаров). Фаза зрелости - повышение степени насыщенности рынка, снижение темпов роста продаж. Новый товар переходит в разряд традиционных. При этом достигает максимума продаж, существенно снижаются темпы роста прибыли в целом по отрасли. Товар приобретается массовым потребителем со средним уровнем доходов. Продвижение товара приобретает остро конкурентный характер. Фаза насыщения - прекращение роста продаж при некотором росте прибыльности, если достигается значительное снижение издержек производства. В торговых точках имеется обычно полная ассортиментная группа товаров с разными уровнями цен. Фаза спада (упадка) - у производителей происходит устойчивое снижение спроса, объема продаж и прибыли. Потребитель теряет интерес к товару. Основная масса потребителей – «консерваторы» с низкой платежеспособностью. У производителя (изготовителя или продавца) есть три варианта альтернативных направлений деятельности на этой фазе: сократить маркетинговые программы; оживить продукт, изменив его положение на рынке, упаковку; прекратить выпуск продукции.