Формирование инновационной стратегии организации. Эффективность инноваций

Факторами, влияющими на формирование конкурентных преимуществ. Факторами, влияющими на формирование конкурентных преимуществ, являются инвестиции в НИОКР т.е. доля затрат на НИОКР в процентах от прибыли, новина технологий и динамика обновления продукции, позиция на рынке.

В теории и практике управления принято выделять два основных класса хозяйственных стратегий – наступательную и оборонительную или защитную, неотъемлемым элементом каждой из которых является инновационная деятельность. Наступательная стратегия предполагает крупные инвестиции в НИОКР, активное их проведение и требует высококвалифицированного управленческого и научно-технического персонала, готовности к риску, проведения активной маркетинговой политики. Для крупных предприятий и фирм наступательная стратегия позволяет поддерживать лидирующие позиции на рынках и обеспечивать высокую рентабельность производства.

Оборонительная стратегия направлена на поддержание конкурентоспособности продукции, на снижение риска в инновационной деятельности, на повышение качества и количества воспроизводимых новшеств, более полное удовлетворение индивидуальных заказов потребителей. Существует и так называемая приспособительная стратегия, когда организации и фирмы идут по пути закупки лицензий на новые запатентованные технологии, позволяющие улучшить известный продукт или снизить издержки производства.

Источниками исходной информации для выбора стратегии и направлений НИОКР являются тематические планы перспективного развития, конкурентное положение на рынке, отношения с потребителями продукции и контрагентами.

Результатом тематического планирования является выработка стратегии деятельности организации. В зависимости от направленности исследований в тематических планах может быть предусмотрено получение инновационного продукта, либо в виде конкретных технических решений, готовых к дальнейшей практической реализации, рекомендаций, методик и т.п., либо в виде опытных образцов новой техники, новых технологических процессов и материалов.

Стратегия развития организации (фирмы) должна быть направлена на решение следующих первоочередных задач:

· повышение научно-технического уровня производства;

· рациональное использование всех видов имеющихся ресурсов;

· обеспечение прибыльности хозяйственной деятельности и стабильного финансового состояния;

· поддержание конкретных преимуществ на рынках сбыта продукции

Успешная инновационная деятельность организации может характеризоваться получением научно-технического и экономического эффекта. Научно-технический эффект состоит в количестве запатентованных изобретений и промышленных образцов, в увеличении количества новых прогрессивных технологий, в т.ч. информационных, в достижении высокого научно – технического уровня разрабатываемых объектов, в росте количества научных публикаций и т.п.

Социальный эффект выражается в повышении степени удовлетворения социальных и духовных потребностей, улучшении условий труда и отдыха, повышении безопасности работников при эксплуатации новой техники и т.п. Экологический эффект заключается в снижении выбросов вредных компонентов, улучшении таких экологических показателей как уровень акустических, электромагнитных, радиационных воздействий, снижении вредных отходов производства и др.

Экономический эффект от использования инноваций можно определить через показатель прибыльности (П) по формуле [30 c.409]

Формирование инновационной стратегии организации. Эффективность инноваций - student2.ru ,

где R1 – вероятность достижения успешного научного результата;

R2 - вероятность достижения коммерческого успеха;

ОП – годовой объем продаж, ед;

Ц – цена единицы продукции;

Т – период устойчивого сбыта, лет;

С1 – стоимость исследований и разработок;

С2 – издержки производственно – технического освоения;

С3 – издержки на продвижение нового товара на рынок

Экономический эффект от реализации инноваций выражается в прибыли от объема продаж новой продукции на рынке, в снижении затрат на используемые ресурсы, а также в получении дополнительного дохода (в виде роялти) от продажи лицензий на охраняемые объекты интеллектуальной собственности.

Практическая работа

Наши рекомендации