Тема 2. Спрос, его общая характеристика
План:
- Возникновение и сущность спроса
- Потребности в мотивационных моделях
- Модель покупательского поведения на различных типах рынков
- Типы покупателей на рынке инноваций
- Типы реакций покупателей
- Процесс принятия решения о покупке
- Факторы влияния на покупательский спрос
- Виды спроса
- Эластичность спроса
- Возникновение и сущность спроса
Потребность в обыденном понимании – это нужда, недостаток в чём-либо необходимом, требующем удовлетворения. Есть, например, биологические потребности (их называют первичными) в пище, воде, воздухе, сне, сексе и т.п., обусловленные обменом веществ, зависящие от биофизического состояния живого организма; и есть социальные потребности личности или социальных групп, общества в целом (их называют вторичными), которые зависят от уровня развития данного общества, от специфических социальных условий их деятельности.
Потребности в современной науке классифицируют:
по сферам деятельности - потребности труда, познания, общения, рекреации; по объекту – материальные, духовные, этические, эстетические и т.д.;
по функциональной роли – доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные;
по субъекту – индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.
Потребности, выражая взаимосвязи субъекта и условий его деятельности, обусловливают мотивы его поведения, поиск определённых способов удовлетворения потребности.
Мотивы (от лат. Moveo - двигаю) – это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Мотив – совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, на интересе, на представлениях о ценностях. К мотивам относятся потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки и идеалы. Как правило, человек совершает действия под воздействием ряда мотивов. Среди мотивов можно выделить ведущий, доминирующий. Диспозиция мотивов не постоянна и зависит от влияния внешней среды.
Структуру, систему мотивов деятельности и поведения субъекта называют мотивацией.
Мотивация – это процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков. Причём он может побуждать себя сам или подчиняться внешним побуждающим воздействиям (рис. 1).
Различают внутреннюю (побуждение к деятельности определяется личными целями субъекта – потребностями, интересами, ценностями) и внешнюю мотивацию (побуждение к деятельности определяется целями, заданными извне, путём принуждения, договора об обмене результата деятельности работника на блага, психологического воздействия для формирования тех же целей, что и у предпринимателя). Внешнюю мотивацию целесообразно назвать мотивированием (стимулированием).
Мотив
Потребности
Интерес Объект интереса Цель деятельности
Степень удовлетворения потребностей
Рис.1. Взаимосвязь понятий «потребность – мотив – интерес»
Стимул – внешнее побуждение к деятельности, связанное с воздействием внешних по отношению к личности сил и субъектов.
Интерес можно рассматривать как повышенное внимание к какому-либо объекту в силу его предпочтительности среди других объектов по материальным, эстетическим, эмоциональным, когнитивным и иным качествам, свойствам.
Мотивационный процесс
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий.
Первая стадия— возникновение потребностей.Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает.
Вторая стадия— поиск путей устранения потребности. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринятьдля удовлетворения потребности.
Третья стадия — определение целей (направления) действия.На данной стадии происходит увязка четырёх вопросов:
1. что я должен получить, чтобы устранить потребность;
2. что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
3. в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
4. насколько то, что я могу получить, может устранить потребность?
Четвертая стадия— осуществление действиядля получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия— получение вознаграждения за осуществление действия. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию.
Шестая стадия— устранение потребности.В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.