Словарь основных терминов
Баннер – полотно из специального материала, на котором печатается информация для рекламы.
Боксовая планировка – планировка торгового зала, при которой торговля рядом товаров осуществляется со своим отдельным расчетно-кассовым узлом; часто боксы отделяются от остального зала перегородками, имеют свой вход и свои витрины.
Бликфанг – элемент оформления витрины, который намеренно делают визуально броским, для привлечения внимания к витрине.
Буклет - документ рекламного характера, обычно красочный, отличается от проспекта тем, что обычно не прошит, а складывается определенным образом так, чтобы в любом сложенном виде могла прочитываться какая-то связная часть текста или представляться в виде иллюстрации.
Вешало – стойка, на которой выкладывают товар (чаще одежду) на вешалках.
Витрина открытая – витрина без задника, через которую виден торговый зал.
Витрина закрытая - витрина с глухим задником, через которую не виден торговый зал.
Витрина полуоткрытая – витрина, через которую частично виден торговый зал.
Воблер – крепящийся на присоске небольшой рекламный элемент, вибрирующий на тонкой ножке, обычно распространяющийся на местах продаж.
Выкладка – раскладка товара непосредственно на полках в местах продаж.
Выкладка вертикальная– выкладка на стеллажах таким образом, что товар располагают по секциям, разделенным на вертикальные блоки. Блоки формируют или по товарным категориям, или по производителям. Этот тип выкладки считается более прогрессивным при самообслуживании.
Выкладка горизонтальная - выкладка на стеллажах таким образом, что товар располагают блоками, каждый из которых занимает горизонтальную полку. Этот тип выкладки чаще применяют при торговле через прилавок.
Диспенсер – один из терминов, обозначающих отдельно стоящий стеллаж, стойку, холодильный шкаф и пр.; чаще бывает фирменный, предоставляемый поставщиком товара.
Дисплей - один из терминов, обозначающих отдельно стоящий стеллаж, стойку, холодильный шкаф и пр.; чаще бывает фирменный, предоставляемый поставщиком товара.
«Золотая полка» - полка, находящаяся ближе к уровню глаз.
Кегль – единица измерения высоты шрифта.
Коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров – отношение всей площади, занятой товаром, к общей площади торгового зала.
Логотип– словесная форма товарного знака, оригинальное графическое начертание полного или сокращенного наименования предприятия, товара или товарной группы.
Маркетинговые коммуникации – это коммуникации, осуществляемые в маркетинговых целях по продвижению товаров или услуг.
Мерчандайзер – специалист по мерчендайзингу.
Мерчендайзинг (мерчандайзинг) – раздел маркетинговых коммуникаций, посвященный стимулированию сбыта в розничной торговле путем оптимизации расположения торговой точки, планировки торговых помещений, выкладки товара и использования рекламно-информационных материалов.
Мобайл – рекламно-информационный указатель, который обычно подвешивают к потолку магазина, и который приводится в движение сквозняком или пружиной; служит для привлечения внимания к товару или указания секции.
Муляж – увеличенный макет упаковки или товара, используемый для привлечения внимания издалека.
Наружная реклама(сленг – «наружка») – любой вид рекламоносителя, находящегося вне помещения (англ. - out door).
Островная планировка – планировка, при которой стеллаж представляет собой компактную конструкцию, стоящую отдельно, как бы «островом»; часто «остров» делают вращающимся.
Пиктограмма – предельно упрощенное, стилизованное изображение предмета. В ритейле используется, символизирующего для информирования о его месторасположении товарной категории в торговом зале.
Постер – рекламный плакат.
Презентация – специально организованное мероприятие по краткому представлению объекта продвижения при личном контакте с целевыми аудиториями.
Прием «подвеска» - прием оформления витрин, когда товар или реквизиты подвешивают на тонких нитях, чтобы предметы как бы парили в воздухе.
Прием «черная пустота» - прием оформления витрин с использованием глухих задников в виде матового материала типа черного, темно-фиолетового сукна, бархата, на фоне которых контрастнее выделяются светлые или подсвеченные товары и реквизиты.
«Концептуальный» подход – художественный прием с ярко выраженной оригинальностью, рассчитанный на эмоциональную реакцию зрителей; часто используется по принципу «так не должно быть» или на грани эпатажа.
«Продающий момент» - вся та конкретная информация (цифры и факты) о продукте, предприятии, личности, которая повышает имидж объекта рекламирования и его коммерческую привлекательность для потребителей.
Реклама– это оплаченная коммуникация, склоняющая к чему-то аудиторию и влияющая на нее.
Рекламная выкладка – стационарная художественно оформленная выкладка с рекламными целями для привлечения внимания к данной марке в точке продаж.
Рекламные сувениры - полезные мелочи, с нанесенным на них именем рекламодателя, которые бесплатно вручаются потребителям: ручки, календари, брелоки для ключей, спички, сумки, футболки и кофейные кружки и пр.
Ритейл – современное международный термин, обозначающий розничную торговлю.
Синергия – явление взаимного усиления нескольких факторов при их совместном действии.
Слоган – краткий рекламный лозунг.
Стикер –рекламный постер, который наклеивают на соответствующую поверхность.
Товарный знак – зарегистрированное в установленном порядке обозначение, эмблема, служащая для отличения товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий.
Установочная площадь – площадь, занятая непосредственно торговым оборудованием с выложенным товаром.
Фирменный стиль – это визуальное и смысловое единство предлагаемых товаров (услуг), всей исходящей от предприятия информации, его внутреннего и внешнего оформления. Это характерный для данного предприятия язык, своеобразное удостоверение личности, его опознавательный знак, визитная карточка.
Фронтальная выкладка – вариант выкладки, когда плоские упаковки располагают стопкой, к которой прислоняют одну упаковку стоймя, «фэйсом» к зрителю. Часто используется при выкладке книг.
Ценник– носитель самой необходимой информации о данной марке товара, оформленный согласно специальным требованиям, и располагаемый на товаре или в непосредственной близости от него.
Шелфтокер – «говорящая полка» - рекламные материалы, которые крепят на полке рядом с продвигаемым продуктом.
Штендер– переносной складной двусторонний рекламоноситель, обычно в виде «шалаша» высотой до 1,5 м, который устанавливают рядом с коммерческим предприятием. Он может нести стационарную информацию, либо поверхность, на которой оперативно изменяют текст вручную (мелом) или с помощью наборных шрифтов. Штендер может быть в виде фигуры или товара, символизирующих торговый профиль предприятия.
Эффекты коммуникации – это относительно прочные мысленные ассоциации будущего покупателя, связанные с данной торговой маркой.
Промоматериалы – информационно-рекламные материалы, стимулирующие сбыт в местах продаж.
POS (Point of Sales) promotions – методы продвижения в точках продаж.
© Национальный институт бизнеса 2008
© Тимофеев М.И. 2008