Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью

Категория качества. Понятие конкурентоспособность товара тесно связано с понятием качества. Если под качеством понимается совокупность свойств ПРУ, то конкурентоспособность определяется их соответствием конкретной общественной потребности. Поэтому при оценке уровня конкурентоспособности могут сопоставляться и неоднородные ПРУ, но удовлетворяющие одну и ту же потребность.

Параметры качества в значительной степени определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности — прежде всего из интересов потребителя.

По определению Международной организации по стандартизации (ИСО), поддерживаемой Российской Федерацией, качество — ITO совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предпочитаемые потребности.

Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только свойств, представляющих интерес для конкретного покупателя и обеспечивающих удовлетворение данной потребности. Другие характеристики товара могут не приниматься во внимание. Поэтому товар с повышенным уровнем качества за счет придания ему новых свойств может быть менее конкурентоспособным за счет роста его стоимости, так как эти дополнительные свойства не представляют интереса для основной группы потребителей.

Понятие качества прошло многовековой путь развития. Особенно бурно этот процесс протекал в последние десятилетия, когда отшлифовывались само понятие качества, требования и подхо-П.1 к нему. Этот процесс интенсивно протекал в 70—80-е годы в Японии, ставшей в те годы мировым лидером в определении уровни качества по многим видам товаров. Существенный вклад в развитие качества продукции внесла Саратовская система бездефектного изготовления продукции.

Различают четыре уровня качества.

  1. Соответствие стандарту. Качество оценивается как соответствующее или не соответствующее требованиям стандарта или другого документа на изготовление ПРУ (договор, контракт, правила, технические условия и др.). Сравнение с базой — необходимый элемент оценки как уровня качества, так и технического уровня. Соответствие использованию. Чтобы пользоваться спросом на рынке, ПРУ должны удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям.
  2. Соответствие фактическим требованиям рынка. В идеале это означает реализацию требований потребителей о высоком качестве и низкой цене ПРУ.
  3. Соответствие латентным (неочевидным, скрытым) потребностям. Предпочтение у потребителей получают ПРУ, удовлетворяющие наряду с известными, обычными потребностями потребностям, которые носят неявный, неосознанный характер.

Понятие конкурентоспособность товара шире понятий качество товара и технический уровень товара. Качество и технический уровень — главная, но не единственная составляющая уровня конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности кроме параметров, непосредственно раскрывающих потребительскую ценность товара, определяется такими факторами и характеристиками, как качество сервиса, сроки и условия поставки, реклама, финансовые условия контракта, динамика конъюнктуры рынка и др.

Фактор конкуренции носит принудительный характер. Он вынуждает производителей ПРУ из-за угрозы вытеснения с рынка более удачливыми конкурентами постоянно заниматься системой качества и уровнем конкурентоспособности своих ПРУ. А рынок объективно и строго оценивает результаты этой деятельности.

Конкурентоспособность ПРУ — важная рыночная категория, характеризующая конкурентность. Качество является категорией, присущей не только рыночной экономике. Конкурентоспособность ПРУ носит более динамичный характер. При постоянном уровне качественных характеристик ПРУ его конкурентоспособность может меняться в широком диапазоне, реагируя на динамику конъюнктуры рынка, колебание цен, действия конкурентов, воздействие рекламы, изменение других внешних факторов и условий функционирования.

Значительную пользу в первичном улучшении качества ПРУ приносит простое сравнение своих ПРУ с аналогичными ПРУ конкурентов. Улучшение ситуации с качеством далеко не всегда сопряжено с большими трудностями — например, покупкой дорогостоящего оборудования. Нередко проблема решается за счет перехода на более качественные комплектующие, изменения дизайна, более точного соблюдения норм технологии.

Анализ содержания понятий конкурентоспособность и качество позволяет сделать следующие выводы:

  • для потребителя качество ПРУ является характеристикой обязательной, но не гарантирующей приобретение данных ПРУ;
  • конкурентоспособными являются те ПРУ, которые удовлетворяют потребности покупателя более эффективно, чем ПРУ конкурентов, но и эти ПРУ могут быть не реализованы, если рынок насыщен;
  • проблемы конкурентоспособности и качества в маркетинге предприятия носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер.

Повышение качества ПРУ одновременно с сокращением сроков ее обновления способствует переходу с ценовой конкуренции На более эффективную конкуренцию качества и сервиса.

Качество перевозок. Качество грузовых и особенно пассажирских перевозок исследовалось в нашей стране достаточно серьезно, хотя жесткой регламентации необходимости внедрения разработок и рекомендаций это и не получило.

Например, как можно серьезно относиться к разработке мероприятия, предусматривающего повышение коэффициента наполнения в городских маршрутных автобусах с 0,70 до 0,95? Ведь за средним коэффициентом наполнения 0,95 стоит недогруз автобусов в одни часы суток и мощный перегруз в другие часы, т. е. качество поездки пассажиров здесь совершенно не учитывается.

Согласно западноевропейским исследованиям восточноевропейские транспортные компании по качеству перевозок и уровню их развития отстают от западноевропейских на 5—30 лет. Это утверждение можно было бы оставить без внимания как информацию к размышлению, если бы не начала просматриваться следующая тенденция.

В последние годы в странах ЕС, кроме обычных требований, предъявляемых грузоотправителями к грузоперевозчикам, выдвигается в качестве необходимого условия при заключении контракта на перевозку наличие Сертификата качества ИСО-9002, выдаваемого Международной организацией по стандартизации. Этим клиентура стремится получить дополнительные гарантии того, что перевозка будет осуществляться наиболее эффективным способом. Кроме того, грузоотправители стараются учитывать требования грузополучателей, для которых основным критерием является получение любых товаров в нужном объеме, в необходимое время в любом месте и за минимальную цену. По их мнению качество перевозок - это способность перевозчика решать проблемы клиентуры наиболее рентабельным способом.

Поэтому и российским перевозчикам необходимо учитывать, что с ростом конкуренции не только растут требования к качеству товаров, но и усиливается тенденция к сокращению партий товаров на складах, уменьшению сроков доставки, повышению синхронности грузоперевозок.

Наши рекомендации