Тема. Коммуникационная политика
1. Комплекс маркетинговых коммуникаций
Маркетинговая коммуникация – это процесс передачи обращения от производителя к потребителю с целью представить товар или услуги компании в привлекательном для целевой аудитории свете. Это комплексное воздействие фирмы на внутреннюю и внешнюю среду с целью создания благоприятных условий для стабильной прибыльной деятельности на рынке. Маркетинговая коммуникация – двусторонний процесс: с одной стороны, предполагается воздействие на целевые и иные аудитории, а с другой, - получение встречной информации о реакции этих аудиторий на осуществление фирмой воздействие.
Менеджеры стремятся донести свои сообщения до целевых рынков и аудиторий по следующим причинам:
1) Информирование – руководство фирмы информирует аудиторию о существовании определенных товаров или услуг и объясняет их предназначение, что особенно важно для новых продуктов.
2) Убеждение – формирование благоприятного отношения аудитории к компании и ее маркам (убеждение потребителей и сферы торговли в том, что некая марка обладает несомненными преимуществами перед товарами конкурентов).
3) Создание образа – на некоторых рынках созданный посредством маркетинговых коммуникаций образ компании – единственное или основное различие между марками. Коммуникации – образы, доверие и отношение к товару – становятся составными частями марки.
4) Подкрепление – основная часть обращений направлена не столько на привлечение новых покупателей, сколько на убеждение уже существующих в том, что, приобретая товар поставщика, они сделали правильный выбор. Для имеющих прочное положение компаний сохранение покупателей имеет гораздо большее значение, чем приобретение новых.
Главная составляющая системы маркетинговой коммуникации любой фирмы – это система формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС), т.е. практически вся совокупность мер в системе маркетинга, направленных на формирование спроса и стимулирование сбыта в интересах производителя при одновременном учете требований рынка и потребителя.
Политика ФОССТИС распространяется на товарную и престижную рекламу, отношения фирмы с общественностью, другие возможные средства воздействия на внешнюю среду. Она предусматривает формирование спроса и стимулирование сбыта с использованием конкретных комплексов маркетинговых коммуникаций, соответствующих конкретным рынкам и товарам.
ФОССТИС условно делится на 2 этапа. На 1 этапе, когда фирма выходит на рынок с новым товаром, преобладающими являются меры по формированию спроса (ФОС). На 2 этапе, когда покупатель уже ознакомился с потребительскими свойствами товара и собирается совершать повторные покупки данного товара или его аналогов-конкурентов, преобладают мероприятия по стимулированию сбыта (СТИС).
Современные изменения, которые оказали заметное воздействие на цели и содержание рекламных коммуникаций:
1) Интерактивность новых коммуникационных каналов, благодаря которой потребители смогут не просто получать, но и отбирать и заказывать информацию, а также посылать ответные сообщения (тенденция к использованию рекламы по запросу).
2) Обеспечение с помощью новых технических средств доступа к банкам данных колоссальной емкости в самых различных областях (о предлагаемых товарах, их характеристиках, ценах и т.д.). Результат – все возрастающая информированность потенциальных покупателей и как следствие этого – все большая фактографичность и конкретность будущей рекламы, которая будет скорее помощником покупателю, чем средством продажи.
3) Более высокая селективность коммуникации. Объединение возможностей телефона, телевизора и компьютера позволит направлять индивидуализированные сообщения тщательно подобранной целевой аудитории.
2. Стратегии маркетинговой коммуникации.
Маркетинговые коммуникации включают в себя:
2.1. Личная продажа.
Личная продажа – это коммуникация с выходом на конкретных клиентов, т.е. персональная и двусторонняя (диалоговая), цель которой – побудить клиента принять немедленное решение и одновременно получить информацию для фирмы. Личные (прямые) продажи являются наиболее эффективным средством коммуникации на определенных стадиях процесса продажи, особенно при необходимости добиться предпочтения товара и побудить потенциального потребителя к покупке. Стратегия прямых продаж, требующих личного общения продавца и покупателя, предполагает определение роли и места торгового работника в реализации маркетинговой стратегии. Однако для этого необходимо четко распознавать характер будущих связей фирмы со своими клиентами на соответствующих конкретных рынках.
Типичные задачи торгового персонала классифицируются следующим образом:
- собственно продажа (выявление потенциальных покупателей, изучение их потребностей, обсуждение условий продажи, заключение сделки);
- оказание услуг клиентам (сервис, ремонт и др);
- сбор информации для фирмы относительно изменения потребностей и предпочтений, поведения конкурентов, адаптированности товаров и т.п.
Таким образом, торговые работники не только выполняют коммерческие функции, но и являются важным элементом системы маркетинговой информации. И хотя главная задача торгового работника – это по-прежнему удовлетворение потребностей покупателя, возрастает его значение и в новом качестве – источника информации, позволяющей ускорить адаптацию фирмы к происходящим и предстоящим изменениям рынка. Это повышает значимость участия в стратегическом маркетинге продавцов, которые призваны:
- добиваться принятия рынком новых товаров фирмы;
- доводить до потребителей информацию о товарах фирмы;
- выявлять новых покупателей;
- поддерживать лояльность имеющихся покупателей;
- оказывать сервисные услуги;
- активно собирать необходимую информацию.
2.2. Реклама.
Реклама – это платная форма односторонней (преимущественно массовой) коммуникации, исходящая от определенного инициатора и служащая средством поддержки (прямой и/или косвенной) действий товаропроизводителя.
Под средством рекламы понимают совокупность носителей рекламы одного типа; например, такое средство информации, как пресса, объединяет все газеты и журналы, независимо от периодичности их издания.
В настоящее время имеется большое многообразие средств распространения рекламы, наиболее приемлемой является классификация, выделяющая:
1. Рекламу в прессе. Их можно подразделить:
- в газетах
- журнальная пресса
- технические и профессиональные издания
- бесплатные издания (для постоянных клиентов).
Таким образом, пресса представляет собой средства информации в высшей степени избирательное и позволяет достигнуть очень большой тонкости в классификации аудитории, потому что каждая категория покупателей, каждый потенциальный потребительтак или иначе находит опубликованную рекламу, которая обращена к нему лично.
2. Экранная реклама:
Телевидение. Не является избирательным средством информации и действует одновременно во всех направлениях. Это позволяет ему быть распространителем информации о товарах широкого потребления, принимать рекламу самых крупных рекламодателей, а также ту, что обращается ко всем домохозяйствам.
По этой же причине телевидение является самым дорогим средством рекламы.
Кино. Стоимость производства рекламного фильма высока, столь же высока и цена рекламного пространства. Во всем мире телевизионная реклама считается весьма дорогостоящим для рекламодателей делам. Все убеждены, что охват больших аудиторий и "всепроникающий" характер телевещания окупят все затраты.
3. Печатная:
- проспекты (представляют собой форму брошюры, хорошо иллюстрированное коммерческо-пропагандистское издание), посвящается одному товару, реже - группе товаров);
- буклеты - показ товара с помощью фотографий или рисунков при минимуме текстовых данных;
- каталоги.
4. Прямая реклама:
- рекламные материалы, вручаемые лично покупателю;
- по почте (прямая почтовая реклама, методы рассылки рекламных материалов конкретным потенциальным покупателям).
5. Наружная реклама.Различают:
- настенные плакаты, для которых потенциальными местами расклейки является все стены и пригодные для этого площади; наибольшее количество рекламных плакатов оказывается в местах наибольшей плотности населения;
- дорожные щиты, которые размешаются на основных магистралях городов и окружных дорогах;
- рекламные плакаты в транспорте: метро, автобусах, поездах и вокзалах, аэропортах;
- рекламные плакаты на остановках городского транспорта.
6. Радио.Процент владельцев радио очень высок. Это средство рекламы более избирательное, нежели телевидение. Радио не требует"обязательного присутствия", полного переключения внимания слушателя, который может, слушая радиопередачу, одновременно заниматься своими делами; кроме того, радио намного дешевле.
7. Сувениры и другие малые формы рекламы.В качестве сувениров могут использоваться различные предметы утилитарного назначения: значки, зажигалки, авторучки, записные книжки, шапочки, майки и т.д.
2.3. Стимулирование продаж.
Стимулирование продаж – это все временные и обычно локальные меры, дополняющие рекламу и личную продажу и направленные на увеличение продаж конкретного продукта. Стимулирование сбыта (СТИС) как составляющая комплекса маркетинговой коммуникации предполагает побудительные меры поощрения покупки или продажи товара. Основная задача СТИС – побуждение к последующим покупкам данного товара, регулярным коммерческим связям с фирмой-товаропроизводителем. СТИС имеет двойную направленность – на конечных потребителей и на промежуточное звено (торговых посредников).
Если реклама и личные продажи предоставляют покупателям рациональное или эмоциональное обоснование покупки, мероприятия по продвижению – экономический стимул в форме скидок, раздачи бесплатных образцов и т.д. Мероприятия по продвижению подразделяются на:
1) стимулирование по отношению к покупателям – это предложение коммерческой выгоды тем, кто приобретает товар на оговоренных условиях, например скидки за объем приобретаемой партии товара или регулярные покупки определенного числа товаров, льготный кредит, бесплатное распространение образцов товара в расчете на покупку крупной партии, бесплатная передача товара во временное пользование, прием подержанного товара в качестве первого взноса за новый товар и др.
2) стимулирование посредников (сферы торговли) – побуждение их продавать товар с максимальной энергией и предприимчивостью, расширять круг его покупателей. В частности, посредникам поставляют бесплатно или на льготных условиях специальное оборудование для сервиса, предоставляют скидки с продажной цены, возможность возврата непроданных товаров, тренинги и т.д.
3) стимулирование торгового персонала (продавцов) – поощрение их за достижение высоких показателей сбыта: денежное вознаграждение (премии), награждение ценными подарками, предоставление дополнительных дней отпуска и т.п.
2.4. Связи с общественностью (public relations).
Связи с общественностью (PR) – это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией (фирмой-товаропроизводителем) и общественностью. PR призваны выполнять следующие маркетинговые задачи:
1) создание осведомленности о товаре и интереса к нему;
2) подготовка к выходу нового товара на рынок;
3) влияние на отдельные целевые сегменты рынка (например, ценность компании в качестве источника занятости);
4) смягчение последствий кризиса;
5) улучшение корпоративного имиджа.