Маркетинг в сфере туризма
Род деятельности, которую мы называем туризмом, включает в себя организацию путешествий и индустрию гостеприимства. Поэтому в книге мы будем употреблять термин «индустрия гостеприимства и путешествий». Успешное проведение маркетинга в гостинично-ресторанном бизнесе зависит в высшей степени от организации всей индустрии путешествий. Например, многие из гостей, проживающих в курортных местах, покупают места в гостинице одновременно с билетом на транспорт в одном и том же туристическом агентстве. Дав согласие на сотрудничество с транспортными организациями, отели эффективно отделываются от конкурентов. Точно таким же образом они развивают связи с авиалиниями, которые организуют чартерные рейсы.
Коммерческий успех компаний, специализирующихся на организации круизов, стал результатом совместного маркетинга многих членов индустрии океанских путешествий. Например, Бостонский порт был заинтересован в активизации круизного бизнеса. Руководство порта провело активную маркетинговую кампанию по популяризации в Бостоне океанских круизов. Сумев привлечь внимание бостонцев, они затем разрекламировали соответствующие туристические агентства. Это было тоже немаловажно, поскольку именно через туристические агентства приобретается до 95% мест на круизные лайнеры. В результате этого совместного маркетинга Бостонский порт удвоил количество пассажиров, обслуживаемых этими линиями, что дало местной экономике $17,3 млн.
Таблица 1.2
Крупнейшие гостиничные сети
Компании | Количество номеров | Количество предприятий |
Holiday Inn Worldwide Best Western International Choice Hotels International Days Inn of America ITT Sheraton Corporation Ramada Franchise System Hilton Hotels Corporation Marriott Hotels, Resorts & Suites Motel 6 L.P. SRS Hotels Super 8 Motels Howard Johnson Franchise Systems Radisson Hotels International Hyatt Hotels Hilton International Forte PLC Hampton Inns Inter-Continental Hotels Group Richfield Hotel Management Renaissance Hotels & Resorts | 327 886 268 046 240 668 142 810 128 228 105 427 54 118 |
Это фактически только начало маркетинговой кооперации в туристической индустрии. К ней должны подключиться авиалинии, фирмы по аренде автомобилей, железные дороги. Такое положение потребует координации в ценовой политике, вопросах организации и доставки пакетов услуг.
Государственные учреждения, вроде руководства Бостонского порта, играют важную роль в этом деле, «проталкивая» законодательные акты, направленные на развитие этой индустрии в регионах, штатах и в общенациональном масштабе.
Не много можно найти более взаимозависимых отраслей экономики, чем путешествия и гостинично-ресторанные услуги. Эта взаимозависимость проявляется во все более изощренной форме. Индустрия путешествий нуждается в возрастающем числе профессионалов маркетинга, понимающих ее глобальные проблемы и способных реагировать на растущие потребности потребителей выработкой творческих стратегий, основанных на хороших знаниях маркетинга.
Будущее маркетинга
В условиях усиления конкуренции компании вынуждены сосредоточивать внимание на удовлетворении потребностей клиентов. У компаний, которые не делают этого, нет будущего. Об этом писал Роберт Кейт более 30 лет назад в своей классической статье «Революция в маркетинге»:
Скоро станет нормой, что деятельность любой корпорации — как финансовой, так и торговой — будет направлена на удовлетворение нужд и запросов потребителя. Когда мы достигнем этой стадии, можно будет сказать, что революция в маркетинге свершилась.
В наши дни во многих преуспевающих фирмах эта стадия близится к завершению. Все их отделы задействованы в удовлетворении нужд клиента. Например, расчетный отдел совершенствует форму счетов так, чтобы в ней легко мог разобраться любой человек, организовавший через фирму то или иное мероприятие, любой из служащих административно-хозяйственного отдела должен уметь ответить на любой вопрос гостя относительно работы служб гостиницы, например гостиничного ресторана, и вообще все служащие фирмы должны проявлять искреннюю заботу о благополучии клиента. Питер Дракер говорит:
Он (маркетинг), так сказать, вращается вокруг всего бизнеса. Это бизнес как таковой, рассматриваемый с точки зрения его конечного результата, то есть с точки зрения клиента.
Данная книга написана не только для студентов, которые хотят научиться успешно вести маркетинговую деятельность, но и для студентов, которые вообще хотят добиться успеха в своей будущей работе, какой бы она ни была. Хотя маркетинг для гостинично-ресторанного обслуживания — относительно новая дисциплина, но всех известных деятелей этого бизнеса отличало умелое применение основных принципов маркетинга. Эти принципы включают в себя фокусирование на удовлетворении нужд клиента (внешний маркетинг) и на удовлетворении нужд служащих, которые обслуживают клиента (внутрикорпоративный маркетинг). Ниже мы даем краткий очерк деятельности четырех выдающихся в нашем деле людей. Вы можете многому научиться у деятелей прошлого, но будущее — в ваших руках.