Этап 2 Определение целей ценообразования
РАЗРАБОТКА ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Ценообразование» для студентов очной формы обучения специальности 080111 «Маркетинг», очной и заочной формы обучения
специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии
( в машиностроении)»
Курган 2009
Кафедра: «Экономика и маркетинг»
Дисциплина: «Ценообразование»
(специальности 080111 «Маркетинг»,
080502 «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)»)
Составила: канд. экон. наук Л.А. Паклина
Утверждены на заседании кафедры 14 октября 2009 г.
Рекомендованы методическим советом
университета 23 декабря 2009г.
Введение
В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Поэтому, рассчитывая цену изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка.
Выбор политики цен основан на оценке приоритетов деятельности предприятия. Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положительных, так и отрицательных характеристик.
Каждая организация должна иметь чёткую, упорядоченную методику установления цены на исходную продукцию. Отсутствие чётко определённой ценовой политики вызывает неопределённость в принятии решений в этой области различными службами предприятия, может привести к несогласованности этих решений. В результате позиции предприятия на рынке становятся более слабыми, предприятие несёт потери в выручке и прибыли.
УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа выполняется на примере конкретного предприятия. В качестве объекта разработки ценовой стратегии выбирается конкретный вид продукции или услуга. Основой для выполнения курсовой работы является информация, собранная на предприятии, за время прохождения ознакомительной практики.
В соответствие с учебным планом курсовая работа выполняется в течение 7 семестра (для очной формы обучения) и в течение 10 семестра (для заочной формы обучения). Для студентов очной формы обучения предусматриваются две контрольные точки (7-я и 13-я недели).
Курсовая работа выполняется в печатном виде на листах формата А4, подшивается в папку.
Курсовая работа сдается на проверку преподавателю до зачетной недели (очная форма обучения) или до начала экзаменационной сессии (для заочной формы обучения). Защита курсовой работы обязательна.
Общие положения
Цена – это количество денежных единиц (или других товаров, работ, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
Ценовая политика – это общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары и услуги. Ценовая политика является одной из составляющих комплекса экономики и маркетинга предприятия и должна быть направлена на достижение его стратегических целей.
Стратегия ценообразования – это обобщающая модель действий по установлению цен, набор правил для принятия ценовых решений, обеспечивающих реализацию ценовой политики предприятия. Разработка ценовой стратегии – постоянно воспроизводимый процесс. Стратегия должна проверяться на предмет соответствия фактически достигнутых показателей плановым и при необходимости корректироваться.
Тактика ценообразования – это набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию предприятия, которые используются для решения поставленных задач.
Этапы выполнения курсовой работы
1 Краткая характеристика деятельности предприятия и вида продукции (услуги), по которому будет разрабатываться ценовая стратегия.
2 Определение целей ценообразования.
3 Разработка ценовой стратегии.
4 Выбор и обоснование метода ценообразования.
5 Разработка ценовой тактики.
Этап 1 Краткая характеристика деятельности предприятия и вида продукции (услуги), по которому будет разрабатываться ценовая стратегия
На данном этапе студент должен дать краткую экономико-правовую характеристику деятельности предприятия, определить основные направления его деятельности, привести основные характеристики конкретного вида выпускаемой продукции (услуги), по которому будет выполняться курсовая работа, выявит факторы внешней среды, оказывающие существенной влияние на уровень цены.
Этап 2 Определение целей ценообразования
При определении целей ценообразования предприятия следует учитывать:
- ориентацию деятельности предприятия (сбыт, прибыль или существующее положение);
- интересы предприятия на рынке (максимизация доли внутреннего и внешнего рынка, максимизация прибыли или нейтрализация действующих конкурентов);
- причины выбора цели ценообразования (заинтересованность в насыщении рынка, получение прибыли в течение ряда лет или сохранение объемов продаж).
Основные цели ценообразования и их характеристики представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Цели ценообразования
Цель | Характеристика цели |
1 Обеспечение выживаемости предприятия | Цель становится главной, когда на рынке слишком много производителей, царит острая конкуренция или резко меняется политика конкурентов. Предприятие сталкивается с проблемой затоваривания складов. Для обеспечения производства и сбыта продукции предприятие вынуждено устанавливать низкие цены. Выживание становится важнее прибыли. Широко применяются ценовые уступки. Цена снижается до тех пор, пока покрываются переменные и часть постоянных затрат |
2 Завоевание лидерства по показателю «доля рынка» | Предприятие придерживается мнения, что ему принадлежит самая большая доля рынка, что у него будут самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Предприятие стремится к максимальному снижению цен. Разновидностью этой цели является стремление добиться определенного приращения доли рынка за конкретный временной промежуток |
3 Завоевание лидерства по показателю «качество продукции (услуги)» | Предприятие устанавливает максимальную цену на свою продукцию, объясняя это улучшением показателя качества. У предприятия должны быть достаточно высокие затраты на НИОКР. Возможно параллельное формирование престижного спроса на продукцию |
4 Проведение политики «снятия сливок» или «сбора урожая» | Предприятие устанавливает краткосрочно максимально возможную цену на свою продукцию, используя благоприятную конъюнктуру рынка. При изменении ситуации на рынке, цена снижается для привлечения дополнительных потребителей либо предприятие уходит с рынка при невозможности обеспечить дальнейшее поступление прибыли |
5 Краткосрочное увеличение сбыта продукции | Используя благоприятную ситуацию на рынке, предприятие устанавливает очень низкую цену для реализации как можно большего объема продукции. Условие выбора цели – низкие издержки производства и повышенная ценовая чувствительность потребителей |
6 Максимизация текущей прибыли | Предприятие постоянно проводит сравнительную оценку спроса и издержек для того, чтобы назначит такую цену, которая бы обеспечила максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимум возмещения затрат |
При определении цели (целей) ценообразования студент должен обосновать свой выбор и подтвердить его данными из собранной на предприятии информации.