Маркетинг и инновации - главные функции ведения бизнеса
Современная экономика Украины характеризуются высоким уровнем динамичности и нестабильности. Такая же ситуация характерна и для других стран, которые находятся на пути рыночных преобразований, а учитывая кризисные явления в мировой экономике, можно отметить, что она присуща практически всем странам. Конечно, это негативно влияет на деятельность субъектов хозяйствования, ведь они не всегда в состоянии быстро адаптироваться к изменениям внешней среды. Для приведения в соответствие внутренних возможностей развития предприятий условиям рынка, одним из самых обоснованных средств, на данный момент, является создание и распространение инноваций.
Практика показывает, что практически все предприятия, которые успешно развиваются на рынке, своим успехом обязаны именно инновациям. Действительно, регулярное внедрение в производство и продвижение на рынке новых товаров, обеспечивают большую степень удовлетворения потребителей, чем традиционные, способно обеспечить и поддерживать постоянную, неугасающую заинтересованность к товаропроизводителю-инноватору. Но факты доказывают, что разработка и коммерциализация новых разработок - очень сложная и рискованное дело. На мировой рынок ежегодно выводится около 100 тыс. Наименований новых продуктов, из которых лишь 2% являются настоящими инновациями, однако коммерческого успеха достигают не более 25% [50]. Согласно результатам исследований Р.Г.Купера [32], около 75% идей новых товаров генерируется на основе анализа потребностей рынка, при этом 75% их рыночных неудач объясняются в основном действием рыночных факторов. Надлежащим их анализом и учетом на предприятиях-инноваторов должна заниматься служба маркетинга. Целью такого анализа является выявление существующих рыночных возможностей инновационного развития, выбор оптимальных вариантов соответствующего имеющегося потенциала конкретного предприятия и внешних условий, определения целевых участков рынка (сегментов или ниш) для реализации отобранных вариантов или формирования нового целевого рынка [15].
Таким образом, одну из ведущих ролей в обеспечении успеха рыночной деятельности предприятия-инноватора играет маркетинг. Эта роль заключается в ориентации производства и сбыта на более полное чем конкуренты удовлетворения существующих потребностей потребителей с помощью разного рода инноваций, в формировании и стимулировании спроса на принципиально новые инновационные товары (как изделия, так и услуги), предназначенные для удовлетворения потребностей новым способом, а также скрытых (неявных) потребностей или новых потребностей [14,19, 20].
Исходя из вышеизложенного, для того, чтобы предприятие развивалось, повышало свою конкурентоспособность и заняло лидирующие позиции, необходимо соблюдать двух направлений деятельности - разрабатывать и внедрять инновации и реализовывать мероприятия комплекса маркетинга, направленные на коммерциализацию инноваций. Об этом, еще в середине прошлого века, говорили известные ученые в области маркетинга и менеджмента Ф. Котлер и П. Друкер [26, 62].
Различные ученые трактуют понятие "инновации" в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. ТВИСА определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея получают экономическое содержание [51]. Ф. Котлер трактует инновацию как идею, товар или технологию, запущенную в массовое производство и представленную на рынке, которую потребитель воспринимает как совершенно новую или обладающую определенными уникальными качествами [28, с. 589]. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, которые приводят к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования [18]. По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим качествам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести дополнительный доход [46]. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [55].
По нашему мнению, наиболее содержательным является понятие инновации, предложенное в [37]: инновация - это конечный результат нововведения, направленный на достижение нужного эффекта и создания новых или усовершенствованных конкурентоспособных товаров (услуг, технологий и т.д.), удовлетворяющих потребности потребителей , он может включать все сферы деятельности предприятия и способствует развитию и повышению его эффективности.
Рассмотрим наиболее распространении высказывания относительно сочетания таких категорий как "маркетинг" и "инновации" [2, 5 10, 16, 17, 21, 22, 24, 29, 30, 34, 36, 40, 41, 43, 45, 48 , 49, 52, 54,57, 58-62, 63, 64-67]. Фрагмент проведенного исследования представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Фрагмент результатов исследования относительно сочетания категорий "маркетинг" и "инновации"
№ п / п | Источник | Сущность | Примечания |
1. | Антонюк Л.Л., Подпоручик А.М., Савчук В.С. [3] | Важным в процессе разработки инноваций и их коммерциализации являются маркетинговые исследования. На этапе выполнения НИР они обеспечивают получение данных для выбора направлений исследований. На этапе разработки товара они обеспечивают получение данных для создания продукции с необходимыми технико-экономическими показателями. На этапе промышленного производства они обеспечивают данными о рынках, на которых работает предприятие. В процессе трансферта технологий, объектов интеллектуальной собственности они должны обеспечить получение данных о рынках. | На этапе исследований и разработки они должны обеспечить получение надежных и достоверных данных о мировом рынке. Маркетинг применяют в процессе разработки инноваций только как одну из его функций - маркетинговые исследования. Маркетинг осуществляется на всех стадиях создания и распространения инноваций. |
2. | Балабанова Л.В. [4] | Инновационный маркетинг - принцип просвещенного маркетинга, согласно которому предприятие должно постоянно вносить реальные улучшения в свою продукцию и маркетинг. | Улучшение продукции и маркетинга |
3. | Загорная Т.А. [13] | Инновационный маркетинг в условиях украинских предприятий предусматривает выход из сложных экономических условий на основе производства и реализации новой продукции, и не просто технологически завершенной, но и необходимой потребителю, что удовлетворяет его потребностям, при производстве и реализации которой предприятие может максимально использовать свои конкурентные преимущества. | Применяется традиционная концепция маркетинга - удовлетворение потребностей потребителей лучшим, чем конкуренты способом - при производстве новой продукции (не указано инновация это или нет). |
4. | Костина А.П. [25 | Инновационный маркетинг как понятие более широкое, чем маркетинг инноваций, он включает миссию организации, философию мышления, область научных исследований, стиль управления и обращения. | Инновационный маркетинг отличается от маркетинга инноваций. Это философия ведения бизнеса. |
5. | Хотяшева А. [53] | Инновационный маркетинг, направленный на создание уникальных рыночных условий реализации нового продукта - | Влияние на рыночные условия и их изменение в сторону уникальности. Маркетинг является после появления инновации |
Главным выводом является тот факт, что единого определения, которое бы объединяло категории "маркетинг" и "инновации", не существует. Также не существует единого определения для таких понятий, как "инновационный маркетинг" и "маркетинг инноваций". Одни ученые считают эти определения тождественными, другие - разными.