Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МАРКЕТИНГ
по направлению подготовки: 080100.62 Экономика Квалификация (степень): бакалавр Форма обучения: очная |
Балашиха 2012
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
по направлению подготовки 080100.62 «Экономика»
(квалификация (степень) бакалавр)
Автор – составитель:
Шокот Ольга Викторовна, к.п.н., доцент, преподаватель ИСЭПиМ
Архипов Иван Петрович, к.т.н., доцент, зав. кафедрой инновационного менеджмента
Рецензент:
Гагут Луиза Дмитриевна, д.э.н., профессор
Программа одобрена на заседании кафедры экономики, протокол № 1 от 04 сентября 2012 г.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины «Маркетинг» является обеспечение прочного и сознательного овладения студентами умениями принимать обоснованные планово-управленческие маркетинговые решения с учетом видов экономической деятельности, а также осуществлять практическую проверку результатов и рекомендаций по маркетингу в управлении предприятием.
Учебные задачи дисциплины:
- исследование сущности целостной концепции маркетинга как современной философии управления;
- выявление основных инфраструктурных тенденций, проблем и закономерностей развития экономики под воздействием факторов маркетинговой среды;
- организация и проведение комплексных маркетинговых исследований товарных рынков с целью получения информации для принятия управленческих решений;
- изучение конъюнктуры рынка, проведение ранжирования рынка по определённым критериям и выбор наиболее перспективных целевых рынков;
- изучение поведения потребителей и способы воздействия на него;
- выбор каналов распределения, организация товародвижения и продаж;
- принятие компетентных управленческих маркетинговых решений в области товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политики;
- раскрытие стратегических направлений и тактических маркетинговых технологий в различных отраслях экономической деятельности;
- выбор стратегии поведения в условиях конкуренции и оценка конкурентоспособности предприятия;
- формирование имиджа и высокой репутации компании за счет изучения общественного мнения, социальной ответственности и корпоративной культуры удовлетворения потребностей общества;
- контроль, оценка и корректировка планово-управленческих решений для достижения устойчивого рыночного положения и эффективных результатов маркетинговой деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Маркетинг» опирается на знания и навыки, приобретенные студентами в результате изучения дисциплин: «Экономика», «Социология массовых коммуникаций», «Компьютерные технологии и информатика», «Организация работы отделов и связей с общественностью» и другие, а также дисциплин математического цикла.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
• способностью владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
• способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
• способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
• способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
• способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
• владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
• способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
• готовностью к разработке и реализации технологии процесса сервиса, формированию клиентурных отношений (ПК-5);
• способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
• способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
– основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
Уметь:
– рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
Владеть:
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, 4 зачётные единицы, 4 модуля.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации | |||
Л | ПР | СРС | КСР | ||||
Теоретические основы маркетинга | Проверка выполнения домашних заданий, оценка индивидуальной работы в аудитории, работы в группе // Тестирование, решение задач | ||||||
Маркетинговые исследования и маркетинговые информационные системы | Проверка выполнения домашних заданий, оценка индивидуальной работы в аудитории, работы в группе // Тестирование, решение задач | ||||||
Комплекс инструментального маркетинга | Проверка выполнения домашних заданий, оценка индивидуальной работы в аудитории, работы в группе // Тестирование, решение задач | ||||||
Организация маркетинговой деятельности | Проверка выполнения домашних заданий, оценка индивидуальной работы в аудитории, работы в группе // Тестирование, решение задач | ||||||
Итого: | Экзамен |
Тематический план дисциплины
№ п/п | Наименование и нумерация разделов и тем курса. Распределение учебного времени по семестрам | Количество учебных часов | |||||
Всего часов на дисциплину | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | |||||
Всего часов | Лекции | Практические занятия | |||||
В том числе, в интерактивном режиме | |||||||
Семестр 6. Модуль 1. Теоретические основы маркетинга | |||||||
Тема 1. Основные понятия в концепции маркетинга | |||||||
Тема 2. Структура организации, ее миссия, планирование и стратегии | |||||||
Семестр 6. Модуль 2. Маркетинговые исследования и маркетинговые информационные системы | |||||||
Тема 3. Методы маркетинговых исследований и прогнозов | |||||||
Семестр 6. Модуль 3. Комплекс инструментального маркетинга | |||||||
Тема 4. Товар и товарная политика | |||||||
Тема 5. Покупательское поведение, сегментация рынка и позиционирование товара | |||||||
Тема 6. Ценообразование | |||||||
Тема 7. Сбытовая политика и организация товародвижения | |||||||
Тема 8. Конкуренция и конкурентоспособность | |||||||
Тема 9. Стратегическое планирование и реклама в системе маркетинговых коммуникаций | |||||||
Семестр 6. Модуль 4. Организация маркетинговой деятельности | |||||||
Тема 10. Организация работы маркетинговой службы, управление и контроль | |||||||
Всего | |||||||
Экзамен | |||||||
Итого |
План практических занятий
№ п/п | № модуля дисцип- лины | Наименование тем практических занятий | Количество часов |
Тема 2. Структура организации, ее миссия, планирование и стратегии | |||
Тема 3. Методы маркетинговых исследований и прогнозов | |||
Тема 4. Товар и товарная политика | |||
Тема 5. Покупательское поведение, сегментация рынка и позиционирование товара | |||
Тема 6. Ценообразование | |||
Тема 7. Сбытовая политика и организация товародвижения | |||
Тема 8. Конкуренция и конкурентоспособность | |||
Тема 9. Стратегическое планирование и реклама в системе маркетинговых коммуникаций | |||
Тема 10. Организация работы маркетинговой службы управление и контроль | |||
Итого |
Программадисциплины