Оценка конкурентоспособности продукции и предприятия
Понятие и виды конкурентоспособности
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы:
- товары,
- предприятия (как производители товаров),
- отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги),
- регионы (районы, области, страны или их группы).
В связи с этим принято говорить о таких её видах как:
- Национальная конкурентоспособность
- Конкурентоспособность товара
- Конкурентоспособность предприятия
Конкурентоспособность предприятия – это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу. Она определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке, эти преимущества проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках.
Конкурентоспособность товара – это степень реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Она является относительной величиной и выражает различие сравниваемых товаров-конкурентов по степени соответствия их характеристик требованиям конкретного потребителя на данном рынке.
Теория конкуренции и рыночных ниш
Рынок – общественный институт, сводящий вместе продавца и покупателя для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и/или услуги.
Фундаментальная рыночная ниша – совокупность сегментов рынка, для которых подходят товары и/или услуги, производимые данной фирмой.
Реализованная ниша – часть фундаментальной рыночной ниши, которую фирме удалось удержать в борьбе с конкурирующими предприятиями.
Рыночная конкуренция – борьба фирмы за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Стратегия конкуренции на основе рыночной ниши
Стратегия конкуренции на основе рыночной ниши представляет собой такой тип стратегии, при котором фирма концентрирует свои усилия на узкой части рынка. Порождаемое специализацией деятельности конкурентное преимущество фирмы может быть связано как с более низкими издержками, так и с уникальностью продукции.
В первом случае источником конкурентного преимущества будет выступать различие в издержках обслуживания разных рыночных ниш (рис. 12.6), когда до определенного объема выпуска, в данном случае Q1, малая фирма имеет более низкие издержки. Во втором случае источники конкурентного преимущества связаны с близостью к потребителям и лучшим знанием рынка. Стратегия, направленная на обслуживание рыночной ниши, эффективна при условии наличия разных сегментов спроса и достаточном для обеспечения прибыльности размере ниши, а также при ограниченности ресурсов фирмы.
Выгоды такой стратегии обусловлены лояльностью потребителей, компенсирующей воздействие эффекта масштаба. Фирма может реализовать такую стратегию, если она способна обеспечить эффективное обслуживание ниши, а размер самой ниши достаточно мал, чтобы не привлекать крупные фирмы. Что же касается рисков стратегии рыночной ниши, то к ним следует отнести угрозу исчезновения ниши из-за изменения потребительских предпочтений и переполнения ниши конкурентами из-за ее высокой прибыльности.
Оценка конкурентоспособности продукции и предприятия
Конкурентоспособность предприятия может быть оценена тремя методами:
1. Интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов.
2. На основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке.
3. На основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.
Интегральный показатель можно определить на основе соотношения ряда показателей, отражающих экономическую эффективность двух конкурирующих предприятий. В общем виде конкурентоспособность предприятия представляет собой функцию трёх составляющих:
КП=f(ПР,ИР,Кфин)
ПР, ИР – сравнительная эффективность использования производственных ресурсов, информационных и интеллектуальных ресурсов.
Кфин – коэффициент использования финансового ресурса, который определяется соотношением отдельных пар показателей сравниваемых показателей рентабельности продукции, производства, капитала, продаж, по платёжеспособности и кредитоспособности предприятия.
Второй метод определения конкурентоспособности предприятия предполагает её оценку через конкурентоспособность его товаров с учётом весомости реализуемых товаров на рынках. Расчёт конкурентоспособности осуществляется по формуле:
КП=
i – удельный вес i-го товара предприятия в объёме всех продаж за анализируемый период, доли единицы
bi – показатель значимости рынка, на котором реализуются товары предприятия
КПij – конкурентоспособность i-го товара на j-ом рынке.
Третий метод определения конкурентоспособности предприятия предполагает оптимизацию соотношения конкурентоспособности товара и занимаемой предприятием доли на конкретном рынке.