Определение текущего состояния и перспектив развития и отдельных рыночных сегментов
Для оценки текущего состояния отрасли необходимо определить основные технико-экономические показатели, к числу которых принято относить:
ёмкость рынка (выражается в натуральных и стоимостных единицах измерения);
темп роста рынка (%) и стадия жизненного цикла отрасли (внедрение, рост, замедление роста, насыщение, спад);
географическое положение рынка (локальный, региональный, национальный, международный);
концентрация продаж в отрасли (доля 4-х компаний);
структура специализации в отрасли (сегментация рынка, структура номенклатуры продукции);
характер спроса (однородный/неоднородный, эластичный/неэластичный по цене, равномерный/неравномерный);
количество конкурентов и их относительные размеры;
число потенциальных покупателей и их финансовые возможности;
степень дифференциации продукции (услуг);
величина входных и выходных отраслевых барьеров;
характер вертикальной интеграции;
направления и темпы технологических изменений, продуктовых и маркетинговых инноваций;
возможность получения «эффекта масштаба» в производстве и (или) маркетинге;
возможность получения «эффекта обучения на опыте» в производстве и (или) маркетинге;
суммарные производственные мощности и степень их загрузки;
численность работающих и уровень заработной платы;
структура себестоимости отраслевого продукта (материало -, трудо -, энерго - капитало – ёмкость отрасли);
источники и размеры инвестиций;
среднеотраслевая прибыльность.
Целесообразно составить "портрет" отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать. Для этого в табл. 3.6 приведены данные по стратегической важности отдельных экономических характеристик.
Таблица 3.6 - Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли
Характеристика | Стратегическое значение |
Размеры рынка | Малые рынки не имеют тенденции привлекать больших/новых конкурентов; большие часто привлекают интересы корпораций, желающих приобрести компании с целью укрепления конкурентных позиций в притягательных отраслях |
Рост размеров рынка | Быстрый рост вызывает новые вступления; замедление роста увеличивает соперничество и отсечку слабых конкурентов |
Избыток или дефицит производственных мощностей | Избыток повышает издержки и снижает уровень прибыли, недостаток ведет к противоположной тенденции по издержкам |
Прибыльность в отрасли | Высокоприбыльные отрасли привлекают новые входы, условия депрессии поощряют выход |
Барьеры входа/выхода | Высокие барьеры защищают позиции и прибыли существующих фирм, низкие делают их уязвимыми ко входу новых |
Товар дорог для покупателей | Большинство покупателей будет покупать по наинизшей цене |
Стандартизованные товары | Покупатели могут легко переключаться от продавца к продавцу |
Быстрые изменения технологии | Растет риск инвестирования в технологию и оборудование могут не окупиться из-за их устаревания последних |
Требования к капиталу | Большие требования делают решения об инвестициях критичными, важным становится момент инвестирования, растут барьеры для входа и выхода |
Вертикальная интеграция | Растут требования к капиталу, часто растет конкурентная дифференциация и дифференциация стоимости между фирмами разной степени интеграции |
Экономия на масштабе | Увеличивает объем и размеры рынка, необходимые при ценовой конкуренции |
Быстрое обновление товара | Сокращение жизненного цикла товара, рост риска из-за возможности "чехарды изделий" |
Эффективным методологическим подходом к анализу динамики отрасли является концепция движущих сил. Согласно этой концепции имеются факторы внешней среды, которые оказывают наибольшее влияние и определяют направления и интенсивность изменений в отрасли и конкурентной ситуации. Такие факторы называют движущими силами.
Анализ отраслевых движущих сил включает два этапа:
q идентификация движущих сил;
q оценка степени влияния движущих сил на развитие отрасли (на основные технико-экономические показатели, характеризующие отрасль).
При проведении анализа движущих сил надо иметь в виду следующее:
Ø несмотря на большое число факторов, оказывающих влияние на отрасль, как правило, не более трёх или четырёх из них могут быть квалифицированы как движущие силы в том смысле, что именно они определяют, как развивается данная отрасль;
Ø с течением времени отраслевые движущие силы изменяются, что требует проведения мониторинга ситуации в отрасли;
Ø движущие силы могут действовать в различных направлениях и вступать в столкновение друг с другом, следовательно, необходимо оценивать их суммарное воздействие на развитие отрасли и динамику конкуренции в ней.
К числу наиболее часто встречающихся движущих сил принято относить:
¨ изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли;
¨ изменения в составе покупателей и способах использования продукта (услуги);
¨ обновление продукта;
¨ технологические изменения;
¨ маркетинговые инновации;
¨ вход в отрасль или выход из неё крупных организаций;
¨ распространение «ноу-хау»;
¨ усиление глобализации отрасли;
¨ изменения в издержках и эффективности;
¨ изменение потребительских предпочтений;
¨ изменения в государственной политике и регулировании экономики;
¨ изменения общественных ценностей и образа жизни;
¨ снижение или возрастание риска.
Для наглядности результаты оценки влияния движущих сил на характеристики отрасли рекомендуется представить в виде таблицы 3.7. В ячейках таблицы указывается направление изменения (повышение или понижение, улучшение или ухудшение) и скорость изменения характеристики отрасли под влиянием движущей силы. Прогнозируемое состояние характеристики определяется как результат воздействия всех влияющих на нее движущих сил.
Таблица 3.7 – Оценка влияния движущих сил на характеристики отрасли
Характеристики отрасли (сегмента) | Влияние движущих сил (ДС) | Прогнозируемое состояние характеристики | ||||
ДС №1 | ДС №2 | ДС №3 | .... | ДС №N | ||
Емкость и темпы роста рынка | ||||||
Стадия жизненного цикла | ||||||
Географическое положение | ||||||
Концентрация продаж | ||||||
... |