Результаты исследования потенциального рынка производства автомобилей
Продажи грузовиков в 2012 г. в России достигли уровня 357 700 ед., темп роста составил 8,8% относительно прошлогоднего результата. Положительная динамика сопутствовала всем сегментам автомобилей, кроме отечественных: снижение продаж на 0,8% (160 380 ед.), сужение доли рынка до 44,8% (на 4,4%). Объем иномарок, собранных в России, вырос на 34,2% с увеличением доли на 1,5% (до 8,0%). Суммарный итог произведенных в России грузовиков показал снижение их совокупной доли почти на 5%. Сегмент нового импорта вырос на 16,3% (до 150 440 ед.), догоняя отечественные автомобили, а рыночная доля увеличилась на 2,7% (до 42,1%). Сегмент подержанных импортированных автомобилей увеличился на 11,9%, а доля составила 5,1%.
Таблица - Основные показатели, характеризующие отрасль (отраслевой анализ)
Показатели | |
Размеры рынка: | |
Темпы роста размеров рынка | |
Стадия жизненного цикла | |
Число компаний в отрасли | |
Потребители | |
Степень вертикальной интеграции | |
Легкость выхода на рынок и ухода с рынка | |
Технологии/инновации | |
Характеристики продукции | |
Экономия на масштабах производства | |
Кривая опыта | |
Загруженность производственных мощностей | |
Прибыльность отрасли |
Доля импортной продукции на российском рынке модельной обуви составляет около 70-80%. Причем доля качественной импортной обуви крайне низка. По информации Ассоциации производителей обуви Италии (ANCI) в 2009-2010 гг. объем импорта из Италии в Россию сократился в 9 раз по сравнению с 2007 годом. В 2011 году объем ввезенной в Россию итальянской обуви составил всего 3,6-3,7 млн. пар. По данным ГТК РФ, объем легально ввезенной в Россию обуви в 2010 году составил 9 млн. пар, а в 2011 году – 11,9 млн. пар.
Следует отметить, что на внутреннем обувном рынке России значительное место занимает неучтенная продукция. По данным Госкомстата и ГТК РФ, 179 млн. пар обуви – это неучтенная продукция в 2010 г., а в 2011 г. – более 100 млн. пар, это свыше 60% от всего объема продаваемой обуви в стране.
Наносится ущерб отечественным товаропроизводителям, так как ввозимая контрабандным путем обувь на 50–60% дешевле обуви российских обувных предприятий, что создает неравные условия конкуренции.
Отрицательным для реализации отечественных изделий является сближение уровня цен на отечественные и импортные изделия за счет более быстрого роста цен на отечественные изделия.
Большинство продаж рассматриваемой категории обуви в настоящее время приходится на средне-низкий и средний ценовые сегменты. Эти два сегмента наиболее динамичны, продажи обуви здесь активно растут, благодаря смещению потребительских предпочтений от низкого ценового сегмента, что в свою очередь связано с повышением уровня благосостояния россиян.
Таблица - Продажи модельной обуви, Россия, 2008-2012 гг. (млн. руб. %)
Параметр | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Стоимостный объем продаж (млн. руб.) | |||||
Динамика стоимостного объема продаж (% к предыдущему году) |
Таблица - Прогноз продаж модельной обуви, Россия, 2013-2017 гг. (млн. руб. %)
Параметр | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
Стоимостный объем продаж (млн. руб.) | |||||
Динамика стоимостного объема продаж (% к предыдущему году) |
В период с 2013 по 2017 гг. стоимостный объем продаж продолжит расти и к 2017 г достигнет 45183 млн. руб.
Значительное внимание в исследование автором уделено анализу Нижегородского рынка модельной обуви на основе моделей пяти сил конкуренции М. Портера. В модели М. Портера предполагается, что существует пять основных сил, которые формируют конкурентную среду отрасли: интенсивность соперничества среди конкурентов, находящихся внутри отрасли, угроза со стороны потенциальных конкурентов, которые находятся вне отрасли, но собираются туда войти, угроза со стороны товаров заменителей, переговорная сила покупателей и переговорная сила поставщиков. Эти пять сил определяют границы цен, издержек, инвестиционных требований, которые являются основными факторами для определения прибыльности отрасли в долгосрочном периоде, и, следовательно, для привлекательности отрасли.
Для проведения анализа при помощи модели М.Портера необходимо определить и выделить каждую из отмеченных конкурентных сил и их современное и потенциальное влияние на конкурентную ситуацию
Таблица -Влияние конкурентных сил на конкурентную ситуацию на рынке модельной обуви г. Н.Новгорода
Факторы конкуренции | оценка |
Влияние новых конкурентов | |
Барьер входа на рынок | |
Доступ к необходимым ресурсам (финансы) | |
Отраслевое преимущество | |
Влияние поставщиков и партнеров | |
Уникальность поставщика услуги | |
Значимость покупателя | |
Важность поставщиков для отрасли | |
Влияние потребителей | |
Количество покупателей | |
Информированность покупателей | |
Издержки покупателей | |
Влияние товаров-субститутов | |
Издержки переключения | |
Цена | |
Качество основной услуги | |
Ситуация в отрасли | |
Число конкурентов | |
Степень стандартизации услуги на рынке | |
Поведение конкурентов |
Шкала оценок:
0 – не влияет; 1 – слабо влияет; 2 – сильно влияет
Влияние со стороны новых конкурентов.
Рынок продажи модельной обуви в настоящее время развивается стремительными темпами. Барьер для входа в отрасль высокий, однако возможность появления новых игроков велика. Несмотря на то, что величина требуемого капитала для входа на рынок отрасли высока, эффективный масштаб оказания услуг может быть …
Влияние поставщиков и партнеров.
Данное влияние не является критичным для рассматриваемого рынка. Известность и престижность реализуемой марки подтверждает их качество.
Влияние потребителей.
Потребители оказывают наибольшее влияние на работу магазинов, т.к. именно они формируют спрос на предлагаемый ассортимент продукции и …..
Влияние товаров-субститутов.
Продукцией - заменителем является продукция магазинов-конкурентов. …….
Ситуация в отрасли.
В целом рынок весьма привлекательный, с растущим спросом и большими потенциальными возможностями.........
Спрос на рынке явно ненасыщен, поэтому фирмы не склонны к проведению агрессивных стратегий. Смена крупного лидера в ближайшее время, по оценкам экспертов, не ожидается.
Исходя из анализа отрасли, можно сделать вывод, что уровень конкуренции на рынке не высок и в ближайшем будущем не изменится.
В таблице представлен качественный анализ факторов среды прямого воздействия.
Таблица - Качественный анализ факторов среды прямого воздействия
Факторы | Возможности | Угрозы |
Поставщики | 1. На основе анализа имеющихся поставщиков определять наиболее выгодных и перспективных. 2. Поиск новых поставщиков более качественных товаров и дополнительных услуг при недорогих условиях сотрудничества. | 1.Недостаточный уровень обслуживания со стороны поставщиков товаров и дополнительных услуг. 2.Нестабильность цен поставщиков. 3.Нестабильность положения в стране поставщиков. |
Конкуренты | · Наличие ненасыщенного ассортимента. | 1.Увеличение числа конкурентов, в т.ч.за счет вступления России в ВТО 2.Конкуренты постоянно расширяют ассортимент товаров и дополнительных услуг. 3.Возможность переключения потребителей на конкурентов. |
Потребители | 1. «Оживление» покупательной способности. 2. Рост потребности в сопутствующих услугах. 3. Рост спроса на вновь вводимые позиции ассортимента. | 1.Потребность в высококачественных услугах. 2. Нестабильность спроса и предпочтений потребителя. 3. Заинтересованность потребителя в низких ценах. 4. Нестабильное финансовое положение потребителей. |
Помимо анализа факторов прямого воздействия (поставщиков, конкурентов и покупателей) необходимо проводить анализ факторов макросреды, косвенно воздействующих на предприятие. Данный анализ позволит обеспечить базу как для определения видения и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей. Для полного анализа макросреды рассматриваемой отрасли используем методику STEP-анализа.
Состав факторов макросреды косвенного воздействия представлен в таблице
Таблица- Качественный STEP-анализ
STEP -факторы | Что дает возможность? | Что дает угрозу? |
Политические и правовые факторы | 1. Стабильная политическая ситуация в стране. 2. Льготные налоговые ставки | 1.Несовершенство государственной политики в области предпринимательства. 2.Недостаточное внимание поддержке предприятий со стороны государства. 3. |
Экономические факторы | 1. Существенное замедление темпов инфляции. 2. Рост покупательной способности рубля. 3. Снижение ставки рефинансирования с 21% до 18% вызовет закономерное …… | 1. Повышение цен на энергоносители. 2. Недостаточная для устойчивого роста инвестиционная активность. 3. Уменьшение объемов прибыли предприятий и организаций. 4. Снижение рентабельности вследствие |
Технологические и технические факторы | 1.Появление современных технологий и высокоэффективного оборудования. 2.Вложение инвестиций в усовершенствование технологического процесса и модернизацию оборудования. 3. | 1. Наличие незагруженных технологически эффективных мощностей квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п. 2. Низкая инновационная активность автомобильного сектора. 3. |
Анализ STEP – факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды косвенного воздействия носит в целом довольно благоприятный характер. Наибольшую угрозу для торговых предприятий рассматриваемой отрасли представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои сильные стороны.Технологические, политические и социальные факторы дают предприятиям умеренные возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направят на это свои сильные стороны, а также, если сумеют использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.