Основные цели и принципы маркетингового исследования

2. Структура, схема и этапы маркетингового исследования. Объ­екты и субъекты маркетинговых исследований.

3. Информационное обеспечение и методика проведения маркетинговых исследований. Кабинетные и внекабинетные (полевые) рыночные исследова­ния. Наблюдение. Эксперимент. Выборочное обследование. Ан­кетирование. Панельный метод.

4. Маркетинговая информация и ее источники. Классификация маркетинговой информации. Виды маркетинговой информации. Первичные и вторичные источники информации. Внешняя и внутренняя информация.

5. Маркетинговая среда предприятия.Внешняя и внутренняя среда. Факторы макросреды и факторы микросреды предприятия. Внутренняя среда предприятия, основные ее переменные.

6. Анализ конъюнктуры рынка. Понятие конъюнктуры рынка и задачи ее изучения. Анализ спроса и его эластичности. Анализ предложения и ры­ночной доли. Понятие емкости рынка. Анализ уровня конкурен­ции и конкурентов. Анализ динамики цен и перспектив развития рынка. Основные показатели анализа условий рынка.

Задание для выполнения практической работы:

1. Сделайте маркетинговый анализ рынка, дайте общую характеристику конъюнктуры товарного рынка в г. Череповце:

- оцените состояние спроса на товар;

- определите емкость рынка;

- определите рыночную долю фирмы на текущий момент на основе сопоставления объемов продаж конкретного товара различными фирмами;

- дайте перспективную оценку доли рынка путем сопоставления маркетинговых усилий всех фирм-конкурентов, действующих на рынке, с маркетинговыми усилиями своей фирмы;

- оцените уровень конкуренции на исследуемом рынке и определите место своей фирмы по отношению к конкурентам, выявите возможные конкурентные преимущества.

2. Сделайте анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы, используя метод SWOT-анализа.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой маркетинговая информационная система, из каких элементов она состоит?

2. Объясните роль маркетинговых исследований в процессе управления предприятием.

3. Дайте характеристику основных этапов процесса маркетингового исследования.

4. Какую направленность по целям могут иметь маркетинговые исследования?

5. Назовите объекты маркетинговых исследований.

6. В каких случаях целесообразно проводить кабинетные или полевые исследования?

7. Охарактеризуйте основные возможности и ограничения количественных и качествен- ных исследований.

8. Определите содержание наблюдения как способа сбора исходных данных для маркетинговых целей.

9. Раскройте содержание и цель экспериментального исследования.

10. Каковы способы проведения опроса?

11. Каковы основные требования к составлению анкеты?

12. Раскройте классификацию видов маркетинговой информации.

13. Что собой представляют первичные источники маркетинговой информации?

14. Что относится ко вторичным данным в маркетинговых исследованиях?

15. В чем заключаются различия между внутренней и внешней маркетинговой информацией?

16. Какова суть фокус-группы как метода качественных исследований?

17. Что собой представляют выборочные обследования?

18. Раскройте суть панельного метода маркетингового исследования.

19. Каковы основные способы прогнозирования?

20. Что представляют собой оценочные, экспертные и статистические методы прогнозирования?

21. Раскройте содержание контент-анализа как метода проведения кабинетных исследований.

22. В чем заключается сущность бенчмаркинга как вида маркетинговых исследований?

23. Дайте определение маркетинговой среды.

24. Охарактеризуйте факторы макросреды и факторы микросреды предприятия.

25. Дайте характеристику внутренней среды предприятия и основных ее переменных.

26. Каков характер взаимодействия между внешней и внутренней маркетинговой средой?

27. Что представляют собой контактные аудитории?

28. Для каких целей предприятию необходим анализ рынка?

29. Дайте определение конъюнктуры рынка.

30. Назовите задачи изучения конъюнктуры рынка.

31. Раскройте содержание понятия эластичности спроса.

32. Дайте характеристику коэффицента эластичности спроса по цене.

33. Что такое емкость рынка? Назовите способы ее определения.

34. Как определяется рыночная доля предприятия на текущий момент времени, и каким способом осуществляется перспективная оценка доли рынка?

35. Раскройте содержание маркетинговых действий, которые предполагает анализ конкурентов.

36. Что собой представляет конкурентная карта рынка?

37. Определите сущность понятия «конкурентное преимущество».

38. Дайте характеристику методу SWOT-анализа.

Литература

1. Армстронг Г., Вонг В., Котлер Ф., Сандерс Д. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2008.

2. Багиев Г.Л. Маркетинг. Учебник. – СПб.: Питер, 2006.

3. Басовская Е.Н., Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2009.

4. Березин И.С. Маркетинг и исследование рынка. – М.: Деловая литература, 2006.

5. Благоев В.И. Маркетинг в определениях и примерах. – СПб.: Двадцатый трест, 2007.

6. Голубков Е.П. Основы маркетинга. Учебник. - М.: Финпресс, 2008.

7. Кеворков В.В., Кеворков Д.В. Практикум по маркетингу: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.

8. Котлер Ф. Маркетинг - менеджмент. – СПб.: Питер, 2005.

9. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: как создавать, завоевывать и удерживать рынок. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

10. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. - СПб.: Питер, 2007.

11. Маркетинг. Учебник / Под ред. Парамоновой Т.Н. – М.: Кнорус, 2007.

12. Маркетинг: общий курс. Учебное пособие / Под ред. Калюжновой Н.Я., Якобсона А.Я. – М.: «Омега-Л», 2010.

13. Мешков А.А., Соловьев Б.А., Мусатов Б.В. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2009.

14. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: учебное пособие. – М.: Велби-Проспект, 2005.

15. Панкрухин А.П. Маркетинг. Учебник. – М.: Омега-Л, 2007.

16. Планирование маркетинга. Учебное пособие. / Под ред. Кузьминой Е.Е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

17. Попов, В.М. Сборник бизнес-планов: С рекомендациями и комментариями: учебно- методическое пособие / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Г. Млодик, А.А. Зверев. – М.: КНОРУС, 2006.

18. Соловьев Б.А. Маркетинг. Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2005.

19. Соловьев, В.А. Маркетинг: учебник / В.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. – М.:ИНФРА-М, 2010.

20. Хруцкий В.Е., Корнева И.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

Наши рекомендации