Растущее влияние китая на мировые текстильные и швейные рынки

В Китае насчитывается приблизительно 40 тыс. текстильных и швейных производственных предприятий и 24 тыс. текстильных фабрик с 19 млн работников текстильного и швейного производств, прогнозируемым темпом роста от 17 % в год и постоянно увеличивающейся производительностью (WTO, 2004, 2005; World Bank Report, 2005). Объем китайско­го импорта одежды в Великобританию достиг £ 1,7 млрд в 2002 году. Ожидалось, что к 2005 году рост достигнет £ 2,8 млрд, когда одежда, изготовленная в Китае, составит 20 % всей продаваемой одежды в Великобритании. Китай произвел 20 млрд единиц одежды в 2002 году — достаточное количество, чтобы у каждого жителя на планете было четыре предмета гардероба из этой страны. Китай имел положительный внешнеторговый баланс в области текстиля и одежды в размере $ 54,6 млрд, из них $ 50,4 млрд приходилосьна одежду и $ 4,2 млрд — на текстиль. Вероятно, не стоит удивляться тому, что страна с самым большим процентом занятости в соответствующих отраслях занимает главенствующее положение в такой трудоемкой отрасли, как швейная промышленность.Простая экономика труда, основанная на спросе и предложении, может привести нас подобному итогу. Экспорт китайской одежды в США составил $ 9 млрд в 1990 году, $ 25 млрд в 1995-м,а к концу 2005-го, согласно прогнозам, этот показатель должен был достичь $ 70 млрд. Такое ускорение роста подкрепляется прекращением действия системы квот в соответствии с МФА*. Либерализация торговли также приведет к снижению цен на 46 % на товары рынка США и на 42 % — в ЕС, способствуя тенденции к дальнейшему уменьшению розничных цен. Последние 20 лет экономика Китая быстро развивалась, но средний доход по-прежнему составляет лишь 1/25 дохода во Франции, и более 100 млн человек живут в полной нищете согласно сведениям Oxfam (Оксфордского комитета помощи голодающим) (Oxfam, 2005).В соответствии с данными Международной организации труда (МОТ) (ILO 2005), стоимость экспорта китайской одежды достигла в 2004 году $ 61,62 млрд, тогда как импорт тканей, сырья и ткацкого оборудования из других стран составил $ 24,02 млрд. Китай — третий в мире по величине импортер текстиля после ЕС и США; текстильная промышленность страны — крупнейший мировой потребитель хлопка-сырца. Китай так­же является одним из ведущих мировых импортеров шерсти (220 тыс. тонн в 2004 году), ткацкого оборудования и запасных частей (общая стоимость импорта в 2004 году соста­вила $ 4,48 млрд, из которых 43,1 % ($ 1,95 млрд) приходится на долю ЕС).

ОЖИДАЕМЫЙ РОСТ ДОЛИ ИНДИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Индия также получает выгоду от отмены МФА и, согласно данным ВТО, может к 2010 году увеличить свою долю в мировых продажах текстиля с 3 до 15 % . В текстильной про­мышленности Индии занято 35 млн человек, ее продукция составляет почти четверть индийского экспорта. Будущее воздействие либерализации торговли можно показать на примере отчета одной компании (Matrix) об ожидаемом к 2010 году росте товароо­борота с$17 млн до 60 млн, что немного ниже ожиданий от индийского сектора в целом, но тем не менее это значительный рост. Прогнозируется, что экспорт индийского хлопка с $12 млрд в 2005 году возрастет приблизительно до $ 40 млрд в 2010-м. Местные экс­перты критически относятся к оптимистическим оценкам и указывают на угрожающее укрепление доминирующей позиции Китая на мировых рынках. Соглашаясь с прогнозами относительно ожидаемого дальнейшего роста, они в то же время приводят доводы в пользу существования реального потенциала Индии для развития возможности материально-технического обеспечения, что позволит ей соперничать с Китаем. Это требует значительных государственных инвестиций в развитие автомобильных дорог, железнодорожных путей и другой транспортной инфраструктуры. Пакистан, Египет и Турция тоже извлекут выгоду из ожидаемого роста экспорта хлопка вследствие прекращения действия МФА.

На долю текстильной и швейной промышленности приходится 14 % от общего объема производства промышленной продукции в стране и около 30 % от общего экспорта. Эти отрасли занимают вторую позицию после сельского хозяйства по предоставлению наи­большего числа рабочих мест. Специалисты предсказывают, что окончание действия квот приведет к увеличению текущих 4 % доли Индии в мировой торговле в данной отрасли и созданию более 1 млн рабочих мест в период с 2005 по 2010 год. Складывается слож­ная ситуация. Индия зарегистрировала увеличение экспорта текстиля на 28 % в период с января по март 2005 года по сравнению с тем же периодом в 2004 году (ILO 2005).

МФА 1974-1994

Тридцатилетний период, предшествовавший введению в 1974 году МФА, определялся ГАТТ. Первоначально переговоры о ГАТТ, направленном помочь восстановлению экономики всех стран после Второй мировой войны, велись на Бреттон -Вудской встрече в 1944 году. Уругвайский Раунд положил конец 20-летнему соглашению о квотах на текстиль и одежду, принятых в двустороннем порядке и определяемых правилами МФА. Соглашение МФА предусматривало применение выборочных количественных ограничений, когда неожи­данный рост импорта отдельных товаров наносил или угрожал нанести серьезный ущерб промышленности страны-импортера. МФА стало существенным исключением из основных правил, регулирующих в частности использование принципа недискриминации. 1 января 1995 года ВТО заменила его Соглашением по текстилю и одежде (СТО), обеспечивающим переходный процесс к окончательному устранению квот к 1 января 2005 года).

СТО ВТО 1995-2004

ВТО заявила, что «СТО — это переходный документ, ключевыми элементами которого являются:

1. перечень, на который распространяется его действие (в основном касается пряжи, тканей, готовых текстильных изделий и одежды);

2. программа последовательного приведения торговли указанной текстильной и швейной продукцией в соответствие с правилами ГАТТ в редакции 1994 года;

3. процесс либерализации с целью постепенного увеличения существующих квот (пока они не будут отменены) путем ежегодного увеличения темпов роста на каждой стадии;

4. специальный механизм защиты отечественных производителей в случае серьезного ущерба или его угрозы во время переходного периода;

5. создание Органа по мониторингу текстильных товаров (ТМВ\ контролирующего вы­полнение соглашения и обеспечивающего точное исполнение правил;

6. остальные положения СТО, касающиеся правил по обходу и распоряжению квотами, трактовки ограничений и обязательств по соглашениям ВТО или применимых про­цедур, которые выходят за рамки МФА».

Перечень товаров, приведенный в «Приложении к СТО», охватывает всю продукцию, импорт которой регулируется МФА или на которую распространяются квоты, аналогичные МФА, по меньшей мере в одной стране-импортере. МФА предоставило телеоаффективные методы (то есть правила), которые должны соблюдаться в этот период международными

Процент товаров, подпа- Процент товаров, подпа-

Стадия ающих под ГАТТ (включая дающих под ГАТТ

включая отмену некоторых квот) отменунекоторых квот)

Стадия 1:

Наши рекомендации