Формирование ценности и индивидуальности брэнда
Результатом работы на этом этапе является «колесо брэнда» - графическое представление того, чем является брэнд для целевой аудитории. Типичная схема (её возможный вариант) «колеса брэнда» представлен на рис. 8.6.
5.Формулировкапредложения, которое делается целевой аудитории и определение тона коммуникационного обращения.
Для разработчика это ключевой момент коммуникационной стратегии. Очень важно сказать о брэнде одной фразой, и именно то, что хотел услышать потребитель. Тон обращения является отражением характера брэнда и его положения на рынке.
6. Выбор каналов продвижения.
Формирование схемы распространения обращений с позиции максимизации информационного давления на потребителей.
7. Прогноз эффекта.
Грамотный планировщик обеспечивает проведение заказных исследований по общепринятым мировым методикам оценки брэнда, при этом замеры должны проходить, соответственно до, во время и после кампании.
По данным, приведённым в книге «Брендинг в управлении маркетинговой активностью», опубликованной под редакцией Н. К. Моисеевой, марка имеет развитый брэнд, если его знают и отличают от других 60 % потребителей данной товарной категории, если 30 – 60 % – это развивающийся брэнд, если менее 30 % – это слабо развитый брэнд или не брэнд вообще, однако, следует понимать, что эта градация в известной степени условна, но она может служить неким ориентиром.
Основа брэндинга как синтетического вида маркетинговых коммуникаций – единая концепция маркетинговых коммуникаций, в которой символика брэнда (единый стратегический дизайн) является стандартизированным коммуникативным инструментом, эксплуатирующим ключевую атрибутику товара и (или) фирмы. Такая символика способствует «сращиванию» брэнда с качеством самого товара, а в некоторых случаях и с атмосферой его
Рис. 8.6. «Колесо брэнда» [27, с.35]
приобретения. Поэтому считаем целесообразным раскрыть содержание понятия «фирменный стиль»
Фирменный стиль является важнейшим инструментом формирования имиджа фирмы и одновременно элементом брэндинга.
В учебнике «Маркетинг» под редакцией академика А. Н. Романова даётся следующее определение фирменного стиля: «Фирменный стиль –совокупность приёмов (графических, цветовых, пластических, языковых и др.), которые, обеспечивая определённое единство всей продукции производителя-продавца, воспринимаемое во внешней среде (не только потенциальными покупателями), одновременно противопоставляют производителя и его продукцию конкурентам и их товарам».
Фирменный стилькак элемент брэндинга – это комплекс оригинальных изобразительных, цветовых, языковых и других решений, отражающих содержание деятельности фирмы, постоянно используемый при разработке и реализации любых видов исходящей от неё (прежде всего визуальной) информации и представляющий собой атрибутированное проявление её имиджа в различных коммуникационных средах.
Целью использования фирменного стиля является благожелательная идентификация потребителем фирмы и её товаров, а также напоминание о тех положительных эмоциях, которые испытал он при контакте с фирмой (её атрибутикой) и её товарами. Фирменный стиль, его использование говорит об уверенности фирмы в себе и в качестве своих товаров, о достаточно высоком уровне её самооценки, он формирует корпоративный дух, фирменный патриотизм.
При разработке фирменного стиля важно соблюдать следующие основные требования:
1. Использование единых идейных и художественных приёмов и принципов визуализации (желательно оригинальных, эксклюзивных).
2. Комплексность – в едином стиле должно быть оформлено максимально возможное число носителей фирменного стиля.
3. Долговременность – иначе потребителям и партнёрам придётся узнавать фирму и её товары каждый раз заново.
Использование фирменного стиля представляет собой коммуникацию с контактными аудиториями путём предоставления невербальной информации, он (фирменный стиль) особым языком рассказывает о фирме, её истории, принципах ведения бизнеса, корпоративной философии и т.д.
Наличие фирменного стиля свидетельствует о высоком уровне уважения фирмы к своим клиентам и партнёрам, к их эстетическим чувствам.
Стандартный комплекс фирменного стиля включает в себя:
I. Стилеобразующие компоненты:
1. Фирменный блок (система фирменной эмблематики):
– товарный знак;
– логотип;
– реквизиты (адрес);
– девиз (слоган).
2. Фирменные цвета (колористика) – 2 – 3 цвета, наиболее полно соответствующих формируемому имиджу.
3. Фирменный шрифт – специально разработанные комплекты шрифтов и их модификации.
Корпоративный герой – выдуманный персонаж, анимационный герой;
5. Постоянный коммуникант (лицо компании) – реальный человек, руководитель фирмы, топ-модель, сотрудник-профессионал.
6. Фирменные:
– модульная система (взаимосвязанные размеры и числа, применяемые в оформлении);
– композиционные принципы (приёмы проектирования и взаиморасположения элементов на плоскости, в объёме и в пространстве);
– формо-пластические принципы (приёмы и материалы, используемые при проектировании).
7. Другие фирменные константы (гимн, флаг фирмы, мифы о фирме).
Кроме этого, формированию фирменного стиля способствуют взаимоотношения в коллективе, отношения с клиентами, запахи в помещениях фирмы и т.п.
II. Носители фирменного стиля:
– здания и сооружения;
– территории;
– интерьеры;
– оборудование (в т.ч. оргтехника) ;
– средства ориентации и безопасности;
– визуальные средства морального воздействия;
– оборудование выставок и конференций;
– средства рекламы и стимулирования сбыта;
– деловые бумаги;
– экипировка персонала;
– средства производственной информации, информационные устройства (доска с приказами, нормативными документами) ;
– транспорт;
– зоны складирования и оборудования;
– средства PR (фирменный журнал, пресс-релиз и т.п.) ;
– сам товар;
– прочие.
Важным компонентом фирменного стиля является товарный знак, образующийся в результате процесса закрепления торговой марки за её фактическим владельцем.
Наряду с торговой маркой (определение, которой приведено нами выше) элементами товарно-знаковой также практики являются:
Марочное название - это слово, буква или их группы, которые могут быть произнесены.
Марочный знак (эмблема) - это часть марки, которую можно опознать (символ, рисунок или отличительный цвет).
Торговый образ - персонифицированная торговая марка (не прошедшая процедуру регистрации).
Товарный знак (знак обслуживания) - это товарная марка (или её часть), обеспеченная правовой защитой, зарегистрированная в установленном законом порядке. Это изобразительное, словесное, объёмное, звуковое или иное обозначение (или их комбинация), которое используется их владельцами для идентификации своих товаров.
– товарный знак выполняет следующие функции:
– защищает права своего владельца;
– облегчает узнавание товара;
– даёт товару имя;
– гарантирует качество;
– облегчает узнавание производителя;
– облегчает рекламирование товара (напоминающая функция) ;
– способствует запоминанию товара;
– повышает привлекательность товара для посредника;
– облегчает выход на рынок новых товарных групп.
В заключение можно отметить, что брэндинг представляет собой воплощение концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций с использованием инструментов и средств, зачастую далеко выходящих за границы традиционно понимаемого маркетингового продвижения.
Выставки и ярмарки
В данном разделе будут рассмотрены выставки и ярмарки как синтетический вид маркетинговых коммуникаций фирмы, который позволяет осуществлять коммуникации в одном месте и в одно время представителями всех сторон – участниц рынка. Только выставка даёт возможность контакта со столь многими компетентными специалистами за короткий отрезок времени, так как именно на ней в общей массе посетителей очень высока доля заинтересованных покупателей-профессионалов.
Выставка всегда носит элементы шоу, и умелая её организация может превратить пребывание посетителя на выставке в своеобразное впечатляющее событие.
Присутствие большого числа представителей средств массовой информации, обеспечивает возможность экспонентам широко освещать свою деятельность. Организация посещений самой выставки и стендов VIP-персонами разного уровня способствует реализации программ фирм-участников в области паблик рилейшнз.
Выставка обладает способностью со всей полнотой представить предприятие и его продукцию и одновременно обеспечивает возможность непосредственного личного контакта с клиентами, она даёт возможность реально, осязаемо представить товар и показать его в действии.
Выставочный стенд, да и вся площадь выставки – это то место, где можно в комплексе осуществлять мероприятия в области рекламы, паблик рилейшнз, стимулирования сбыта и личных продаж и быстро узнавать реакцию потребителей на них.
Грамотный выбор выставки и подготовительная работа обеспечивают посещение стенда фирмы-участницы, большим количеством представителей её целевого рынка, что делает данный вид синтетических маркетинговых коммуникаций весьма эффективным.
Участие в выставке позволяет одновременно и координировано осуществлять коммуникативную и сбытовую деятельность, реализовывать ценовую и товарную политики фирмы.
Регулярное и успешное участие в выставках и ярмарках, способствует формированию отношения со стороны потребителей к фирме и её товарам как к успешным брэндам.
Приведём, наиболее развёрнутые определения выставки и ярмарки.
Торгово-промышленная выставка – это кратковременное, периодически и обычно в одном и том же месте проводимое мероприятие, в рамках которого значительная часть предприятий (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) создают представительную картину предложения товаров (услуг), технологий одной или нескольких отраслей и стремятся проинформировать конечных потребителей (или же и промежуточных) о своей фирме и её продукции с конечной целью содействия продажам [19, с. 252].
Торговая ярмарка – краткосрочное, периодически и, в основном, в одном и том же месте проводимое мероприятие, в рамках которого большее количество предприятий (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) представляют объективный масштаб товаров (услуг) одной или нескольких отраслей с тем, чтобы посетитель-коммерсант получил ясное представление об их предпринимательских возможностях, тогда как экспонент при помощи экспонируемых товаров стремится распространить информацию о своей фирме и её продукции и заключить прямые торговые сделки [19, с.24].
Типы ярмарок по данным международного бюро ярмарок определяются с учётом товарно-отраслевого принципа:
– сельское и лесное хозяйство, а также оборудование, относящееся к этим отраслям;
– продовольственные товары, гостиницы, предприятия питания и оборудование для них;
– текстиль, одежда, обувь, кожевенное производство и оборудование для них;
– общественные работы (гражданское строительство, отделочные материалы);
– жилище, быт и оборудование для них;
– здравоохранение, гигиена, техника безопасности, охрана окружающей среды и оборудование для них;
– транспорт и транспортное оборудование;
– информатика, средства связи, оргтехника, книжное дело и оборудование;
– спорт, отдых, досуг;
– торговля, бытовые услуги, оборудование для них.
Типы выставок определяются преимущественно с учётом способа их организации и (или) повода их проведения:
– Международные отраслевые.
– Международные специализированные (салоны).
– Международные выставки, проводимые в рамках конгрессов, конференций, симпозиумов.
– Национальные выставки.
– Дни, недели, декады конкретных стран и их науки и техники.
– Юбилейные выставки.
– Выставки-симпозиумы с научным сопровождением.
– Выставки каталогов фирм и групп фирм.
– Выставки отдельных фирм, в том числе передвижные.
С позиций, учитывающих диапазон экспонируемых товаров, выставки и ярмарки бывают:
– универсальные;
– специализированные;
– многоотраслевые;
– отраслевые;
– выставки потребительских товаров, в том числе региональные.
Фирмы принимают участие в выставках и ярмарках для решения
следующих маркетинговых задач:
- поиск новых рынков (в т.ч. поставщиков);
- расширение числа покупателей;
- внедрение нового товара на рынок;
- поиск новых посредников;
- позиционирование товаров относительно конкурентов;
- определение возможного спроса на новый товар;
- завязывание деловых контактов и поиск партнёров (в т.ч. поставщиков);
- формирование имиджа фирмы;
- интенсификация продвижения нового товара;
- непосредственный сбыт товара (в этом случае ярмарка или выставка становится участником канала распределения);
- непосредственное приобретение товара;
- поиск новых товаров (для закупок в будущем);
- сбор информации о потенциальных поставщиках.
В последние годы выставки и ярмарки стали мало чем отличаться друг от друга, особенно с позиций осуществления комплекса маркетинговых коммуникаций, поэтому мы будем говорить о них как о едином синтетическом средстве маркетинговых коммуникаций фирмы и будем называть его «выставки».
Следует отметить, что идёт коммерциализация выставок, ориентация на получение доходов от их проведения
Порядок организации крупной выставки:
1. Принятие решения о проведении выставки.
Инициаторами проведения выставки могут быть:
– международные организации;
– правительство страны;
– правительство субъекта Федерации;
– фирмы (специализирующиеся на проведении выставок и ярмарок).
2. Официальное объявление о проведении выставки (цели, тематика, сроки работы и подачи заявок).
3. Формирование структуры управления, подготовкой и проведением выставки.
4. Приём заявок на участие в выставке.
5. Подготовительные организационно-технические мероприятия:
– распределение выставочных площадей между участниками, которые получают план выставки с местом и планом их стенда на нём;
– расчёты за выделяемые площади и материальные ресурсы (авансы);
– разработка транспортных инструкций, т.е. схем завоза экспонатов.
6. Монтаж экспозиции.
7. Торжественное открытие выставки и официальный осмотр.
8. Открытие выставки для посетителей.
9. Обеспечение рабочей программы выставки.
10. Официальное закрытие.
11. Демонтаж выставочной экспозиции.
12. Подведение оргкомитетом итогов, с точки зрения достижения поставленных целей
Основные руководящие органы выставки:
Организационный комитет:
– утверждает тематическое содержание выставки;
– утверждает список фирм и организаций-участников выставки;
– рассматривает и утверждает экспозиционный план выставки;
– разрабатывает, утверждает и контролирует исполнение плана подготовки и проведения выставки;
– утверждает регламент работы выставки, процедуры официального открытия и закрытия, процедуры организации просмотра, проведения на выставке странами или фирмами, презентаций, конференций, симпозиумов;
– подводит итоги выставки.
Научно-технический центр выставки:
– участвует в разработке тематического плана выставки и отборе её экспонентов и участников;
– анализирует последние достижения в пауке и технике и обеспечивает её высокий научный уровень;
– консультирование фирм-участниц по отбору экспонатов для демонстраций;
– проведение научных мероприятий в рамках выставки.
Коммерческий центр выставки:
– обеспечивает условия для проведения коммерческих переговоров;
– собирает информацию о заключённых на выставке сделках;
– привлекает представителей деловых кругов к посещению и участию в работе выставки;
– руководит рекламным отделом.
Рекламный отдел выставки:
– совместно с организационным комитетом и научно-техническим центром организует серию публикаций о предстоящей выставке в СМИ;
– разрабатывает и издаёт рекламные буклеты, листовки, плакаты, организовывает их рассылку и расклейку;
– разрабатывает и руководит изготовлением средств наружной рекламы выставки;
– организует передачи по внутри выставочной сети, освещающей ход выставки, обеспечивает освещение выставки в СМИ;
– организует рекламные мероприятия по заявкам отдельных экспонентов;
– рассылает рекламные материалы потенциальным заказчикам и посредникам от имени фирм-участников и организационного комитета.
Пресс-центр выставки:
– подготавливает и проводит пресс-конференции, в том числе по случаю открытия выставки;
– аккредитует журналистов и приглашает их на пресс-конференции; подготавливает пресс-релизы (бюллетени) и другие информационные материалы для журналистов;
– оказывает помощь аккредитованным журналистам в сборе материалов, проводит репортажи и интервью с участниками выставки; помогает иностранным участникам по случаю проведения дней страны.
Перед участием в выставке экспонент заключает бланковый договор – контракт фирмы с администрацией выставки на выставочные услуги. При этом важно учесть необходимость страхования посетителей, сотрудников, экспонатов.