Задачи, права и ответственность персонала службы маркетинга

Для распределения задач, прав и ответственности между различными структурными единицами и отдельными специалистами применяют линейную карту (матричный метод). Линейная карта или матрица отражает объем и характер полномочий каждого должностного лица.

Матричная оргструктура маркетинга

Маркетинг-директор
Задачи, права и ответственность персонала службы маркетинга - student2.ru
Главный координатор Менеджеры по функциям   Реклама и стимулирование продаж Сбыт М-логистика
Менеджеры по продукту Продукт А Продукт Б Продукт С
       
Работа с общественностью Менеджеры по регионам Регион 1 Регион 2 Регион 3
Менеджеры по группам клиентов Группа клиентов 1 Группа клиентов 2 Группа клиентов 3
Планирование
   
М-исследования
                         

Характеристика оргструктур маркетинга

Вид оргструктуры Достоинства Недостатки
Функциональная Является наиболее простой. Координирует деятельность всех подразделений компании в рамках стратегии маркетинга Усложнение процесса управления. Рост затрат на координацию из-за высокой степени разделения работ. Недостаточная координация вопросов товарной политики. Длительное приспособление к новым рынкам. Снижение эффективности с ростом товарного ассортимента и увеличением количества рынков сбыта.
Продуктовая Координация работ по всему комплексу маркетинга каждого товара. Быстрая адаптация товарной политики к требованиям рынка. Легче выявляются наиболее талантливые сотрудники Дублирование функций, вследствие чего увеличиваются затраты на содержание персонала. Низкая степень специализации отделов.  
Ориентированная на покупателя Создает хорошие условия для воспроизводства и развития спроса благодаря хорошему знанию целевых групп покупателей Такие же как в продуктовой
Матричная Сбалансированы вертикальные и горизонтальные связи и коммуникации. Высокий уровень адаптации к изменениям внешней среды. Имеет преимущество при выводе новых товаров на рынок Двойная линия подчинения сотрудников. Большие затраты на внедрение и функционирование Не обладает организационной гибкостью. Порождает конфликты Обладает недостатками функционального и продуктового подходов


Линейная карта распределения задач, прав и ответственности персонала

службы маркетинга

Функции Директор Маркетинг-директор Главный координатор Менеджеры по продуктам Рекламная группа Группа исследований
Маркетинговые исследования   Р К, С У У П,И
Разработка новых продуктов Р П, С К, С П,И   У
Реклама и стимулирование продаж   Р К, С С П,И С
Планирование и контроль Р П, С К, С У У У
Распределение товара   Р К, С П,И   С
Ценовая политика Р П, С К, С П,И   С

Условные обозначения:

Р - принятие решения;

П - подготовка решения

К - контроль за исполнением

С - согласование на стадии подготовки или принятия решения

И - исполнение

У - участие в подготовке решения

Совершенствование организации управленияпредприятием на принципах маркетинга осуществляется в следующей последовательности

1) усиление роли отдела сбыта путем передачи ему ряда функций маркетинга (например: реклама, маркетинговые исследования), которые дополнительно к основным обязанностям выполняют сотрудники отдела сбыта;

2) в отделе сбыта создается группа маркетинга, ответственная только за М-деятельность;

3) группа маркетинга выделяется из состава отдела сбыта, преобразуется в отдел маркетинга, начальник которого подчиняется зам. директору (вице-президенту) по сбыту, в подчинении которого и начальнк отдела сбыта

4) повышение статуса начальника отдела маркетинга до уровня зам. директора (вице-президента) по маркетингу;

5) устранение сопротивления других зам. директоров путем повышения статуса зам. директора (вице-президента) по маркетингу до уровня первого зам. директора (первого вице-президента).

Организационная структура компании в целом определяет численный состав структурных подразделений, их иерархию, т.е. связи и отношения между ними, уровень их интеграции в единое целое.

Наши рекомендации