Определение емкости рынка
Под емкостью рынка будем понимать объем продукта (услуги), который можно реализовать на рынке за определенный период времени (обычно за год).
Емкость рынка показывает, сколько товара может потребить рынок в конкретный период времени при конкретных условиях, т. е. при определенной цене на товар, экономической ситуации в стране, конъюнктуре рынка и маркетинговых усилиях продавцов. При изменении конкретных условий меняется и емкость рынка. Емкость рынка и динамика ее изменения дают возможность продавцу предварительно оценить, перспективен ли для него данный рынок или нет.
Следует различать потенциальную емкость и реальную (фактическую).
Потенциальная емкость рынка учитывает наличие скрытого спроса на товар и поэтому может отличаться от реальной.
Оценка емкости рынка (в дальнейшем изложении под емкостью рынка понимается фактическая емкость) зависит от вида товара и его назначения.
Ниже приведены несколько способов расчета емкости рынка:
1) на основе объема производства с учетом экспорта и импорта:
где – объем производства за год по отдельному виду продукции или товарной группе;
– объем импорта государственных и негосударственных структур;
и – остатки на начало и конец анализируемого периода соответственно;
– объем экспорта государственных и негосударственных структур;
– емкость рынка.
Особенности:
Данные о государственных запасах и объемах производства в ряде отраслей доступны только официальным органам государственного управления. Данные об объемах производства часто занижаются с целью уклонения от полных налогов. Данные об импорте искажены из-за наличия «черного» импорта. не требуется проведение специальных маркетинговых исследований. Способ дает приближенные результаты, которые следует уточнить другими методиками.
2) по нормам потребления населением:
,
где – объем потребления товара на человека в год;
– количество лиц пользующихся товаром.
По существу, это теоретическая или потенциальная емкость рынка. Применяется для быстро расходуемых товаров, приобретаемых систематически.
Особенности: требуются маркетинговые исследования по нахождению норм потребления. Можно использовать известные данные с учетом категорий населения. Нормы потребления зависят от возраста населения, места жительства, региона, платежеспособности. Для новых потребительских товаров обязательны исследования по определению норм расходования.
Пример:
Рассмотрим годовой рынок Москвы. Количество пользующихся зубной пастой – 80% от всего населения.
Е = 365 * 20 * 10 000 000 * 0,8 г, или 58 400 т
Пример:
Расход пива – 40 л на человека в год.
Рынок России за год.
Доля населения, употребляющая пиво К = 50%.
Е = 140 000 000 * 40 * 0,5 = 240 млн. дкл.
3) Емкость рынка в денежном выражении:
Q = nqp
где Q — емкость рынка за год;
п — число покупателей товара на рынке;
q — среднее число покупок в год;
р — средняя цена единицы покупки.
4) Оценить емкость рынка можно и с помощью панельных исследований. Панельные исследования позволяют получить необходимую информацию о происходящих на рынке изменениях с помощью регулярного опроса одной и той же группы магазинов (панели розничных точек) или группы потребителей (панели потребителей).
Точно рассчитать емкость рынка, как правило, нельзя, но можно оценить ее со степенью точности, вполне достаточной для принятия решений. Для оценки емкости рынка нужно применить творческий подход и настойчивость в получении доступа к источнику информации.
Определяя емкость рынка, предприятия. выходящее на этот рынок, не вправе рассчитывать на полную ее величину, принимая во внимание присутствие и работу на рынке фирм-конкурентов. Поэтому важно также иметь данные о собственной доле на данном рынке (если предприятие уже присутствует на нем) и произвести расчет возможной доли на рынке в будущем (при выходе на рынок или при оценке результатов будущей своей деятельности).
Доля на рынке подсчитывается по формуле:
Д = Пр / О * 100%,
Д – доля предприятия на рынке;
Пр – объем продаж предприятия на рынке;
О – общий объем продаж данного товара на данном рынке.