Основные тенденции отечественного рынка маркетинговых исследований
Прежде всего, можно отметить, что наибольшая доля маркетинговых исследований посвящена рынку продуктов питания. Он продолжает оставаться главным объектом исследования и составляет более 50%. К числу "призеров" по объему исследований относятся также лекарственные средства и препараты медицинского назначения, включая так называемую парафармацевтику и средства личной гигиены. Повышенное внимание именно к этим товарам потребления связано, очевидно, с насыщенностью соответствующих сегментов рынка и особо высокой концентрацией производителей и посредников. Лидерство финансов в области исследований услуг имеет, по всей видимости, иную подоплеку. Финансовые институты (банки, страховые организации и т.д.) стремятся расширить свое присутствие на рынке с помощью новых финансовых инструментов, для этого они нуждаются в априорной оценке востребованности таких средств и связанных с ними рисков. Отдельным направлением отечественного рынка исследований является мониторинг и анализ средств массовой информации. Этим видом деятельности занимается большое количество организаций, начиная с ВЦИОМа. В основе такого внимания к СМИ лежат политические причины, а также необходимость оценить эффективность рекламной деятельности. Представляется, что с учетом отечественной специфики именно это направление исследований, особенно в периоды всевозможных кампаний по выборам и перевыборам, окажется наиболее востребованным. Если сравнить имеющиеся в России тенденции с зарубежными, то можно отметить следующее. Лидерство в объеме отечественных маркетинговых исследований таких объектов, как товары кратковременного пользования, средства массовой информации, реклама, фармация и средства гигиены, соответствует в целом общемировому опыту. В то же время в странах с развитыми демократическими институтами гораздо меньше внимания уделяется исследованиям политического характера. Важнейшей характеристикой эффективности является средняя стоимость исследований, выполненных отдельной аналитической структурой за год. Если для общемирового уровня эта величина оценивается в 7-8 млн долл., то у нас она не превышает 100-200 тыс. долл. К сожалению, эффективность деятельности исследовательских организаций напрямую зависит от общеэкономической ситуации в стране и в ближайшее время вряд ли существенно повысится. Практика работы и анализ информационно-рекламных материалов показывают, что стоимость маркетинговых исследований - величина непостоянная, зависящая от самых разнообразных условий. Поэтому приведенные сведения о ценах носят исключительно иллюстративный характер и могут быть только начальными ориентирами при заключении договоров и оценке предлагаемых условий (см. таблицу).
Формы исследований | Стоимость, долл. |
Тестирование товаров и рекламы на относительно больших группах | от 1000 |
Тестирование товаров в домашних условиях | от 2500 |
Тестирование товаров, услуг, рекламы, идей, торговых марок в малых группах | от 600 до 1500 |
Определение показателей эффективности для наружных носителей рекламы. Изучение социально-демографических характеристик аудитории | от 1300 |
Опрос населения по телефону | от 3000 |
Опрос юридических лиц по телефону | от 3000 |
Опрос населения "лицом к лицу" в квартирах или на улицах | от 4500 |
Опрос юридических лиц "лицом к лицу" в офисах или на мероприятиях | от 3000 |
Опрос респондента интервьюером под видом клиента или поставщика | от 2000 |
Сбор информации в точках продажи об ассортименте, ценах, выкладке интересующей группы товаров и наличии рекламных материалов | от 5000 |
Установка счетчиков и специальных программ для анализа статистики в Интернете | от 50 |
Проведение статистических исследований в Интернете | от 100 |
Консалтинг по маркетинговым исследованиям в Интернете | от 100 |
Разработка варианта опросника (анкета, план интервью и т.д.) и рекомендаций по параметрам выборки | от 200 |
Анализ результатов пилотажного исследования | от 300 |
Составление выборки респондентов | от 200 |
Сбор информации методом очного анкетирования по стандартизированной анкете | 4-15 за анкету |
Сбор информации методом телефонного анкетирования по стандартизированной анкете | 3-10 за анкету |
Сбор информации методом глубинного интервью | 10-30 за интервью |
Электронная фиксация данных для статистического анализа | 1-4 за анкету |
Анализ результатов опроса | от 500 |
Подготовка отчета | от 400 |
Составление дайджестов | от 50 в неделю |
Обзоры рынка | от 150 |
Тема 3 Содержание процесса и дизайн маркетинговых исследований
Вопросы:
1. Процесс маркетингового исследования как схема генерирования информации для принятия решений
2. Этапы процесса маркетингового исследования
3. Проектирование и разработка модели процесса (дизайн) маркетингового исследования
4. Постановка целей исследования. Типы проектов исследования (разведочные, описательные, казуальные)
5. Выбор методов проведения исследования.
6. Организация, проведение и контроль сбора информации. Обработка и анализ информации.
7. Интерпретация результатов, подведение итогов, подготовка исследовательского отчета.