Рынок монополистической конкуренции
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие такого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты в сущности одних и тех же товаров.
Основным признаком рынка монополистической конкуренции является фирменная дифференциация товара (услуги), его специфика для некоторой части потребителей, которая обычно закрепляется патентом, лицензией, фирменной маркой и названием, своеобразием упаковки или тары. Особенность продукта может быть выделена специфическим качеством, формой, цветом или стилем. В силу указанной дифференциации товар на рынке монополистической конкуренции обладает специфическими особенностями. Так что предприятие имеет некоторую монополию при установлении цены на свой фирменный товар (услугу), ограниченной наличием конкурентных заменителей товара (услуги) других предприятий, представленных на рынке.
Монополистическая конкуренция имеет дело не только с проблемой единичного равновесия товара на рынке, но и с проблемой группового равновесия товара (проблемой взаимоприспособления) — экономических сил, действующих внутри группы конкурирующих между собой монополистов. Этим она отличается и от чистой конкуренции, и от монополии.
В российских условиях имеются большие возможности для развития монополистической фирменной конкуренции и создания сферы конкурентного ценообразования. К числу таких рынков можно отнести рынки следующих товаров, в том числе импортных:
- безалкогольные напитки — фруктовые воды, лимонад, русский квас, кока-кола, пепси-кола, и др.;
- водка, коньяки, ликеры, вина;
- пиво бутылочного и баночного разлива;
-сигареты и сигары, другие табачные изделия;
- многие виды лекарств, имеющих заменители, витамины;
- кондитерские изделия — шоколадные конфеты, шоколад;
- зубная паста, паста для бритья, кремы, шампуни, одеколоны,
- духи, моющие средства;
- многие виды одежды, особенно с фирменным знаком;
- многие спортивные товары;
- телевизионная и радиотехника, видео- и аудиотехника;
- часы, фотоаппаратура и фотоматериалы;
- большинство видов бытовой техники, например холодильники,
- стиральные машины, пылесосы, микроволновые печи и т.д.;
- компьютерная техника;
- фирменная мебель;
- фирменные бытовые услуги — чистка одежды, ремонт квартир,
парикмахерские и др.;
- многие магазины и палатки розничной торговли в городах.
К этой сфере рыночной торговли относятся не только потреби тельские товары, но и товары производственного назначения, например специальный, универсальный и измерительный инструмент, приборы, многие виды металлопроката и т.п.
Монополистическая конкуренция — одна из форм несовершенной конкуренции. На рынке действует множество предприятий, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ перед мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невелики: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка — всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.
На рыночном сегменте небольшое предприятие может занимать монопольную позицию (кстати, отсюда и название типа рынка) и диктовать цены: при их определении оно закладывает размер собственной прибыли. В зарубежной практике она составляет 5 — 8%, в то время как в среднем эта величина составляет 1 — 3%.
Теперь вернемся к факторам дифференциации товара, которая определяет этот тип рынка. Дифференциация товаров возникает из-за существующих между ними различий в качестве, сервисе, рекламе.
Основой для дифференциации могут служить дополнительные потребительские свойства, то есть те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и проч.).
При этом практика показывает, что на зрелом, насыщенном рынке именно дополнительные свойства определяют судьбу товаров. Здесь также можно привести много примеров. Ограничимся одним — розлив воды, пива и других напитков в различные емкости, конечно, увеличивает объем их продаж.
Важной качественной характеристикой товара (услуг) является место его реализации. Для розничной торговли и многих видов услуг именно географическое размещение имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций для автомашин редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится почти монополистом для своей округи. Аналогично можно оценить и розничную торговлю в пригородах и сельской местности.
Различия в сервисе объединяют вторую (после качества) крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для широкой группы товаров, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного товара; для товаров производственного назначения это часто предполагает проведение некоторого исследования); сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и постгарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по оптимальной эксплуатации).
Третья группа факторов дифференциации товара связана с рекламой. Во-первых, она, как правило, проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных. Во-вторых, она способствует формированию новых потребностей. В-третьих, реклама создает дифференциацию товаров там, где действительной разницы между товарами нет (классическим примером в этом случае является рынок сигарет, где качественные отличия носят мнимый характер).
Итак, дифференциация товара обеспечивает предпринимателям известные монополистические преимущества. Но у ситуации есть и еще одна сторона. Ранее было отмечено, что доступ в отрасль, в которой сложились условия монополистической конкуренции, относительно свободен. Теперь необходимо уточнить эту формулировку: выход на такой рынок не блокирован никакими барьерами, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией товара. Иными словами, дифференциация товара не только создает для предприятия преимущества, но и помогает ему защититься от конкурентов. Не так-то легко добиться преимуществ в товаре по качеству, сервису или хотя бы найти равноценную рекламу в противовес действующей.
Поэтому предприниматели на рынке монопольной конкуренции совершенно сознательно создают и поддерживают дифференциацию товаров, тем самым добиваясь для себя дополнительных прибылей, а на рынок страны принося многообразие товаров.
Вместе с тем не следует преувеличивать доступную таким предпринимателям степень рыночного господства. Изоляция сегментов рынка одного и того же товара не абсолютна. Предприятиям постоянно приходится считаться с конкуренцией других товаров (вы пускаемых другими предпринимателями), похожих на собственный.
Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет основные черты предпринимательской деятельности на рынке рассматриваемого типа, для обозначения которого не случайно используют название, включающее оба этих термина.