Тематика эссе. Методические рекомендации по их выполнению
В целях закрепления и углубления знаний, полученных студентами на лекциях и практических занятиях ряд тем предусматривает написание эссе.
Эссе представляет собой краткий очерк, в котором раскрываются основные актуальные проблемы по конкретной теме. Эссе пишется в свободной форме, объемом не более пяти страниц (А4, шрифт 14 Times New Roman). При написании эссе необходимо использовать современные публикации в периодической литературе. Рецензирование эссе проводится преподавателем.
Приведем перечень вопросов, решение которых позволяют написать хорошее эссе.
1. До начала работы
Внимательно ли вы читали соответствующую литературу? (ключевые статьи и главы из книг; тематические исследования, если они необходимы; другие источники, относящиеся к делу).
Есть ли у вас достаточно детализированные и организованные конспекты?
Внимательно ли вы прочли вопрос? Продумали ли вы каков будет подход к решению проблемы и каков будет способ его защиты?
2. Структура эссе
Выработана ли вами аргументация?
Подготовлен ли вами план написания работы в соответствии с этапами аргументации?
Имеется ли у вас хорошая система подзаголовков (связанная их последовательность)?
3. Написание эссе
Отвечает ли эссе следующим требованиям:
Является ли введение кратким и соответствует ли оно теме? Включает ли оно такие моменты, как: обоснование выбора используемого вами подхода; наличие краткого определения всей основной терминологии в соответствии с вашими намерениями по их использованию?
Следуете ли вы системе подзаголовков?
Формулируете ли вы в каждом параграфе один четкий главный вопрос?
Представлены ли параграфы в логической последовательности?
Эффективно ли используются вами доказательства?
Правильно ли вы делаете отсылки к источникам?
Избегаете ли вы повторений? Чрезмерного обобщения? Описания без анализа или аргументации? Обобщения других точек зрения без изложения своей точки зрения и ее обоснования?
Является ли ваше заключение кратким и относящимся к делу?
Указаны ли вами какие-либо другие (более широкие) виды применения и импликации исследуемой вами темы?
4. Проверка эссе
Перечитывали ли вы свое эссе, уделяя особое внимание моментам, приведенным выше (п. 3)?
Проверено ли вами, как отвечает эссе на поставленные вопросы?
Проверена ли вами стилистика вашей работы и внесены ли изменения в стиль? Отсылки, сноски?
Составлена ли вами библиография / список используемой литературы и справочных материалов?
5. Сдача эссе
Проведена ли обработка текста?
Организовали ли вы свое время таким образом, чтобы сдать вашу работу в назначенный срок? Знаете ли вы, каким образом вы хотели бы улучшить эссе, если бы у вас была такая возможность? (Попытайтесь кратко записать это и сравнить с результатами проверки вашей работы. Просмотрите замечания преподавателя, прилагаемые к вашей работе.)
Примерные темы эссе:
1. Виды маркетинга в зависимости от ситуаций, складывающихся на рынке.
2. Анализ внешней деятельности предприятия. PEST-анализ (оценка политических, экономических, социальных и технологических факторов).
3. Определение миссии и целей компании. Внешний и внутренний маркетинговый аудит.
4. Требования, предъявляемые к составлению анкеты. Технология подготовки и проведения анкетного опроса. Виды анкетных вопросов.
5. Понятие об экономическом прогнозировании. Классификация прогнозов.
6. Прогнозирование покупательского спроса методом экстраполяции.
7. Экспертные оценки как метод прогнозирования развития рынка.
8. Понятие услуги, отличительные особенности.
9. Нетрадиционные кривые жизненного цикла товара: их виды. Примеры.
10. Разработка нового товара. Критерии оптимальности товарного ассортимента.
11. Понятие конкуренции и её значение в развитии рынка. Виды конкуренции.
12. Конкурентоспособность товара и фирмы. Методы их оценки.
13. Модель покупательского поведения. Факторы, влияющие на покупательское поведение.
14. Процесс принятия решения о покупке. Этапы и их характеристика.
15. Планирование маркетинговой деятельности. Содержание планов маркетинга.
16. Ситуационный анализ. Его роль в управлении и планировании.
17. Маркетинговый контроль. Необходимость, сущность и типы.
18. Принципы организационного построения маркетинговых служб.
19. Понятие маркетинговых коммуникаций. Их виды.
20. Сущность рекламы и ее содержание как основной маркетинговой коммуникации.
21. Российский рынок рекламы современное состояние, структура и тенденции развития.
22. Определение эффективности рекламы и методы её оценки.
23. Стимулирование сбыта, как элемент маркетинговых коммуникаций.
24. Паблик – рилейшнз как элемент маркетинговых коммуникаций.
25. Прямой маркетинг, личные продажи, торговый персонал.
26. Фирменный стиль: понятие, его элементы и назначение.
27. Понятие брэндинга. Виды недобросовестной конкуренции в сфере брэндинга. Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией в брэндинге.
28. Выставки и ярмарки как виды маркетинговых коммуникаций. Особенности проведения.