Методы оценки поведенческих факторов
Данные методы позволяют оценить, в какой мере стимулирование сбыта влияет на поведение торговых посредников и потребителей. Самым распространенным из них является мониторинг продаж. При этом сбор необходимых данных обычно осуществляется с помощью тестирования и отслеживания рынка. Полученная таким образом информация может обрабатываться различными способами, например с щшощью традиционного анализа безубыточности. Для этого, во-первых, определяются фиксированные и переменные издержки стимулирующих мер; во-вторых, находится величина предельной прибыльности торговой марки; наконец, в-третьих, рассчитывается объем безубыточных продаж при использовании конкретного вида стимулирования сбыта. Мультипликативный регрессионный анализ представляет собой специальный статистический метод оценки вклада нескольких совместно действующих параметров на единственную зависимую от них величину — объем продаж. По своей природе анализ мер по стимулированию сбыта хорошо согласуется с данным статистическим методом. Наконец, существуют также статистические модели, приспособленные для совместного использования со сканирующими системами и позволяющие проводить довольно подробный анализ поведенческих факторов.
Оценка эффективности паблик рилейшнз
Оценка результатов паблик рилейшнз является по ряду причин наименее исследованным вопросом осуществления данного вида маркетинговых коммуникаций. Дело в том, что данный вид оценки требует измерения того, что по своей сути с трудом поддается измерению, а именно изменения мнений потребителей. Оценка вклада ПР оказывается сложной еще и потому, что обычно они используются совместно с другими видами маркетинговых коммуникаций. Однако если паблик рилейшнз применяются до использования других коммуникационных инструментов, оценка их эффективности оказывается более простой.
Поскольку определение результатов осуществления ПР оказывается достаточно сложным, оно требует больших затрат времени и средств. Однако если руководители организации видят, что работа по налаживанию связей с общественностью идет успешно, то они с неохотой выделяют деньги на оценку достигнутого успеха.
Данный процесс оценки может осуществляться в произвольной или строго научной форме. Он может потребовать привлечения всего лишь нескольких людей, размещаемых за круглым столом, или же проведения масштабного опроса и продолжаться от нескольких часов до нескольких недель. По своей сути этот процесс оценки призван найти ответ на следующий вопрос: «Насколько успешно мы работаем?» Как и в случае применения прочих маркетинговых коммуникаций, при использовании ПР необходимо понимать, насколько их программа позволила достичь поставленных целей.
В главе 11 мы рассматривали несколько основных методов, используемых для оценки усилий по осуществлению связей с общественностью: собеседования в фокус-группах, контент-анализ, мониторинг и неформальные наблюдения. Эти методы могут использоваться для измерения количества контактов и оценки психологических или поведенческих изменений.
Определение числа контактов
Простейший способ измерения эффективности паблик рилейшнз заключается в определении числа контактов с потребителями, обеспеченного средствами распространения информации. По итогам проведенного подсчета исследователи предоставляют клиенту специальный отчет, в котором указываются все средства распространения информации, сообщавшие сведения о товаре, а также итоговое утверждение, наподобие следующего.
В печатных СМИ объем текста и фотографий, посвященных товару, составляет 3500 дюймов стандартного газетного столбца. Эта информация распространялась в 350 изданиях общим тиражом 79,4 млн экземпляров. Кроме того, сведения о товаре распространялись в течение 2500 минут 290 радиостанциями (объем аудитории слушателей примерно 65 млн человек) и в течение 660 минут 160 телевизионными станциями (объем зрительской аудитории около 91 млн человек). Если бы это эфирное время и это место в печатных СМИ приобреталось бы по расценкам на рекламу, общая сумма расходов составила бы $ 1 047 000.
Однако этот метод подсчета контактов не всегда обеспечивает точные результаты. Ведь он не позволяет узнать, сколько людей на самом деле читали, видели или слышали маркетинговое обращение или вспоминали о нем впоследствии, а также как они отнеслись к нему. Кроме того, он не дает информации о фактическом количестве читателей, узнавших о товаре, так как один и тот же человек нередко читает сразу несколько материалов на данную тему. Поскольку паблисити имеет своей целью охват аудитории, а не частоту контактов, то заказчику исследования бывает полезно узнать данные о количестве непродублированных контактов с потребителем. Наконец, данный метод подсчета не учитывает, носило ли упоминание о товаре позитивный или негативный характер Однако существуют свидетельства того, что скоро будут созданы более совершенные методы определения эффективности паблик рилейшнз.
Оценка изменения осведомленности, понимания и отношения
Более точным методом определения эффективности паблик рилейшнз (с учетом воздействия других инструментов маркетинговых коммуникаций) является оценка вызванных ими изменений осведомленности о товаре, отношения к нему и понимания его достоинств. Для получения такой оценки необходимо собирать данные об ответах потребителей на разные вопросы. Например, сколько людей могут вспомнить слышанное ими сообщение о новом товаре? Сколько человек рассказало о нем своим друзьям и знакомым (измерение влияния случайных устных коммуникаций)? Сколько людей изменили свое мнение о товаре, услышав рассказ о нем по радио? Фирма Potato Board выяснила, что количество людей, согласных с утверждением: «Картофель богат витаминами и минеральными веществами», составляло до начала кампании паблик рилейшнз 36%, а после ее завершения достигло 67%, что следует признать отличным результатом с точки зрения улучшения понимания достоинств товара.
Оценка влияния паблик рилейшнз на показатели сбыта и прибыли
Данные о влиянии паблик рилейшнз на показатели сбыта и прибыли (если оно имело место) служат наиболее надежной оценкой эффективности этого вида маркетинговых коммуникаций. Предположим, что объем продаж продукции фирмы увеличился после завершения кампании паблик рилейшнз на 43%. Однако в это же время фирма рекламировала свой товар и предпринимала меры по стимулированию сбыта, которые также повлияли на достигнутый результат. Допустим, общее увеличение продаж составило $ 1500 000. Основываясь на личном опыте, руководители фирмы посчитали, что вклад ПР в достижение этого показателя составляет 15 %. В этом случае доход от вложений в ПР может быть рассчитан следующим образом:
Общее увеличение сбыта $ 1 500 000
Оценочное значение увеличения сбыта $225 000
за счет использования ПР(15%)
Прибыль от продаж (10%) $22 500
Прямые затраты на ПР -$10 000
Доход от инвестиций в ПР $12500
Прибыль от инвестиций в ПР ($ 12 500/$ 10 000) 125%
Оценка эффективности прямого маркетинга
Прямой маркетинг существует уже много лет, и за это время для оценки его эффективности были разработаны особые методы, характерные лишь для этого вида маркетинговой деятельности. Например, такие лидеры в области телефонного маркетинга, как А Г&Ти МС/тщательно фиксируют все номера, по которым были сделаны звонки, результаты разговора с абонентами (приняли или отвергли они сделанные предложения), а также определяют показатель эффективности такой беседы. Специалисты в области телефонного маркетинга знают, что средний показатель эффективности составляет от 2% до 4%. Поэтому они применяют разные варианты обращения, чтобы выяснить, какое из них обеспечит наилучший результат. Подобным же образом фирмы, занимающиеся прямой почтовой рассылкой, имеют теперь возможность тщательно проверять свою базу данных для того, чтобы те или иные рассылаемые образцы попадали к представителям соответствующих целевых аудиторий. При этом анализ доли ответивших на письменное обращение существенно упрощается. Кроме того, специалисты по прямой почтовой рассылке знают, что люди, уже покупавшие товары по почте, охотно делают это и в дальнейшем, поэтому для них требуется другой вариант маркетингового обращения. Мы уже обсуждали трудности, связанные с оценкой эффективности прямого маркетинга, осуществляемого в режиме онлайн. Для их преодоления потребуется разработка новых технологий, способных обеспечить получение надежных результатов тестирования.
Оценка эффективности личных продаж
Ввиду ряда организационных особенностей, характерных для данного вида деятельности, методы оценки эффективности личных продаж существенно отличаются от методов, применяемых к другим видам маркетинговых коммуникаций. Прежде всего следует отметить, что результаты личных продаж оцениваются руководителями двух служб: сбыта и маркетинга. Их задача является двоякой: (1) оценить продажи товара на различных территориях и (2) оценить деятельность людей, ответственных за продажи на этих территориях. Затем достигнутые показатели сравниваются с принятыми за норму и в случае необходимости в организацию личных продаж вносятся необходимые коррективы. Маловероятно, что эффективность личных продаж, рассматриваемых в качестве составляющей общей стратегии маркетинговых коммуникаций, будет находиться в сфере интересов или ответственности руководителя отдела сбыта. Поэтому руководитель службы маркетинговых коммуникаций должен оценивать действенность личных продаж с точки зрения целей маркетинговых коммуникаций, а не сбыта. Далее будут рассмотрены оба варианта оценок личных продаж.
Оценка действий торгового персонала
Целью такой оценки является определение необходимых корректирующих действий. Для этого руководители фирмы должны оценить факторы, влияющие на эффективность, и определить, какие их них могут контролироваться торговым персоналом. Тремя основными контролируемыми факторами являются: объем сбыта, направление деятельности продавца и качество обслуживания.
Анализ объема сбыта
Определение объема сбыта является простейшим и, по-видимому, самым распространенным способом оценки. Анализ объема сбыта может проводиться как с точки зрения производительности работы продавца, так и с точки зрения ее прибыльности. С точки зрения производительности объем продаж, обеспеченный конкретным продавцом, может сравниваться с объемом продаж за прошлый год, с бюджетом на текущий год, с показателями работы других продавцов или оцениваться числом заключенных сделок, количеством неактивных счетов на конкретной территории, показателем концентрации на определенном виде товара.
С точки зрения прибыльности эффективность продаж также может оцениваться по разным критериям. Наиболее распространенными из них являются следующие: валовая прибыль от продаж, доля чистой прибыли, отношение расходов на продажи к объему сбыта и доля рынка. Использование основных процедур бухгалтерского учета позволяет быстро получить необходимые исходные данные для проведения этих оценок по отдельному продавцу, по всем продавцам или по всем территориям.