Рынок: маркетинг и конкуренция
Тема 2. Маркетинговая среда. PEST- и SWOT-анализ. Анализ 5 сил Портера.
Маркетинговая деятельность фирмы происходит в определенной среде, имеющей внутренние и внешние составляющие.
СРЕДА |
внутренняя |
внешняя: макроокружение и микроокружение |
сильные стороны |
слабые стороны |
возможности |
угрозы |
Внутренняя среда присуща самой фирме, внешняя находится за ее пределами и состоит из двух частей: микроокружения (непосредственного окружения) и макроокружения (дальнего окружения). Эффективность деятельности фирмы зависит от того насколько успешно она реагирует на изменения извне, т.е. от эффективности взаимодействия внешних и внутренних факторов.
Внутренняя микросреда – среда, абсолютно контролируемая маркетинговой службой. К внутренней микросреде относятся все подразделения фирмы.
Внутренняя микросреда:
• Финансовая служба, бухгалтерия (возможности бюджета маркетинга).
• Производство (уровень производственных мощностей маркетинга).
• Снабжение (возможности ценообразования, инноваций).
• Сбыт (возможности реализации).
• НИОКР (возможности обновления производства, товарного ассортимента).
Достижение поставленных маркетинговых целей возможно, только благодаря взаимодействию всех подразделений компании. Служба маркетинга тесно сотрудничает с другими подразделениями как при составлении планов, так и в дальнейшей их реализации.
Без анализа внутренней среды нельзя определить, в состоянии ли фирма решать постав-
ленные маркетинговые задачи. Внутренняя среда маркетинга является неотъемлемой частью оценки потенциала фирмы.
Потенциал фирмы – комплекс ее возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке и достижение поставленных стратегических целей.
Потенциал фирмы складывается из следующих элементов:
• доли, занимаемой фирмой на рынке;
• производственных и торгово-сбытовых мощностей;
• товарных ресурсов, качества и конкурентоспособности товара;
• инновационной деятельности и инвестиционного потенциала, времени проектирования нового товара и окупаемости инвестиций;
• научно-технического потенциала (ноу-хау), состояния НИОКР;
• финансово-кредитных ресурсов;
• трудового потенциала и эффективности труда;
• средней длительности жизненного цикла товаров фирмы;
• товарооборота и его ассортимента за определенный период;
• прибыли и рентабельности за определенный период;
• уровня сервиса;
• наличия известных дистрибьюторов;
• имиджа, марки или репутации фирмы.
К внешней микросреде относятся все взаимодействующие с фирмой структуры,
взаимоотношения с которыми полностью регулируются маркетингом компании.
Внешняя микросреда маркетинга
(регулируемая маркетингом компании):
• Поставщики (цены на материалы, режим поставок и др.).
• Конкуренты (сила марки и маркетинговая политика конкурентов и др.).
• Посредники (условия торговли, транспортировки, размещения рекламы и др.).
• Клиентура (покупательная способность, приверженность маркам и др.).
• Контактные аудитории (имидж компании, спрос и др.).
К основным типам посредников можно отнести:
Торговые фирмы (определяют место, время и удобство покупки; крупные торговые посредники могут диктовать свои условия и препятствовать проникновению товара на рынок).
Транспортные компании (определяют стоимость и качество перевозки и хранения товара, могут существенно влиять на стоимость товара, выдвигать определенные условия относительно упаковки).
Специализированные маркетинговые фирмы (определяют качество, сроки и цены проведения маркетинговых исследований, выработки стратегических рекомендаций).
Кредитно-финансовые учреждения (влияют на бюджет маркетинга, возможности реализации маркетинговых программ).
Основные типы контактных аудиторий – это:
Средства массовой информации (формируют предпочтения к товарам, отношение к фирмам и т.д.).
• Союзы защиты прав потребителей (способствуют соблюдению компаниями
Закона о защите прав потребителей).
• Государственные учреждения и органы (регулируют факторы хозяйственной и
коммерческой деятельности компаний, а следовательно, возможности маркетинга в ценообразовании и др.).
Широкая публика (препятствует деятельности компании или расположена к ней).
Сотрудники фирмы (стимулируют или подавляют спрос).
На деятельность компании постоянно влияют различные факторы, действие которых может быть как положительным, так и отрицательным, при этом сама компания воз-
действовать на них не может, а может лишь приспособиться к сложившейся ситуации, либо учитывать данные факторы в процессе планирования своей маркетинговой деятельности. Такими факторами являются факторы макросреды.
Рынок: маркетинг и конкуренция
Успех фирмы на рынке зависит от того, насколько ее товары будут пользоваться спросом среди товаров конкурентов. Для маркетинга основной смысл конкуренции сводится к соперничеству, к борьбе за потенциально лидирующее (отличное от других компаний) положение товара или фирм на рынке. Конкуренция одновременно есть и фактор, и следствие маркетинговой деятельности различных компаний: конкуренция заставляет создавать маркетинговые службы в компаниях, они в своих попытках воздействовать на рынок, усиливают конкуренцию, которая, в свою очередь, активизирует фирменный маркетинг.
Маркетинг воспринимает конкуренцию как среду обитания, естественную и необходимую для функционирования и развития рынка.
Конкуренты – компании, вовлеченные в конкуренцию на определенных товар-
ных и географических рынках.
В зависимости от типа покупателя и товара различают четыре типа конкурентов.