Итерационный процесс выбора поставщиков
Выбор поставщиков определяется рядом факторов, зависит от множества показателей. В литературе по маркетингу встречаются различные подходы к выбору поставщиков. Так Ф. Котлер в монографии «Основы маркетинга» [2, c.235] процесс выбора поставщиков расчленяет на 8 этапов:
1 Осознание проблемы.
2 Обобщенное описание нужды
3 Оценка характеристик товара.
4 Поиски поставщиков.
5 Запрашивание предложений.
6 Выбор поставщика.
7 Разработка процедуры выдачи заказа.
8 Оценка работы поставщика.
Итерационный процесс выбора поставщиков по методике А.Дайана приведен на рисунке 2.
Российские специалисты считают необходимым проведение следующих мероприятий:
Ø определение потребности в продукции поставщиков в соответствии с маркетинговыми целями фирмы;
Ø поиск наиболее надежных поставщиков;
Ø сравнительный анализ поставщиков по выбранным показателям;
Ø предварительный отбор поставщиков, отвечающих указанным требованиям;
Ø формирование пакета фирменных требований к поставщикам, его согласование с ними;
Ø анализ предложений поставщиков по пакету требований;
Ø выбор и утверждение поставщиков;
Ø заключение договоров.
Рисунок 2 - Итерационный процесс выбора поставщиков
На итерационный процесс выбора поставщика оказывает влияние тип ситуации совершения закупок для предприятий. Модель Байгрида (сеть покупок) [1, с.230] рассматривает три ситуации, соотнесенные с различными стадиями этого процесса.
Ситуации покупки
Стадии процесса покупки
Новая Повторяющаяся Повторяющаяся
покупка покупка с покупка без
изменениями изменений
Выявление и формулирование
потребности
Определение характеристик
продукта или услуги, необхо-
димых для удовлетворения
этой потребности
Тщательный поиск поставщиков
Анализ предложений и
предварительные переговоры
Выбор поставщика или
поставщиков
Оценка результатов
Рисунок 3 - Различные стадии процесса покупки с учетом ситуации
покупок (по модели Байгрида)
В самой простом варианте, а именно в ситуации обычной покупки без изменений, стадия оценки результатов является наиболее значимой. При этом обращаются преимущественно к известным поставщикам. В ситуации новой закупки задействованы все стадии процесса выбора поставщика. Промежуточная ситуация, а именно повторная закупка с изменениями, предполагает прохождение таких этапов, как тщательный поиск поставщиков, анализ предложений и предварительные переговоры, выбор поставщика или поставщиков, оценка результатов.