Итерационный процесс выбора поставщиков

Выбор поставщиков определяется рядом факторов, зависит от множества показателей. В литературе по маркетингу встречаются различные подходы к выбору поставщиков. Так Ф. Котлер в монографии «Основы маркетинга» [2, c.235] процесс выбора поставщиков расчленяет на 8 этапов:

1 Осознание проблемы.

2 Обобщенное описание нужды

3 Оценка характеристик товара.

4 Поиски поставщиков.

5 Запрашивание предложений.

6 Выбор поставщика.

7 Разработка процедуры выдачи заказа.

8 Оценка работы поставщика.

Итерационный процесс выбора поставщиков по методике А.Дайана приведен на рисунке 2.

Российские специалисты считают необходимым проведение следующих мероприятий:

Ø определение потребности в продукции поставщиков в соответствии с маркетинговыми целями фирмы;

Ø поиск наиболее надежных поставщиков;

Ø сравнительный анализ поставщиков по выбранным показателям;

Ø предварительный отбор поставщиков, отвечающих указанным требованиям;

Ø формирование пакета фирменных требований к поставщикам, его согласование с ними;

Ø анализ предложений поставщиков по пакету требований;

Ø выбор и утверждение поставщиков;

Ø заключение договоров.

       
    Итерационный процесс выбора поставщиков - student2.ru
  Итерационный процесс выбора поставщиков - student2.ru
 
Итерационный процесс выбора поставщиков - student2.ru

 
  Итерационный процесс выбора поставщиков - student2.ru

Рисунок 2 - Итерационный процесс выбора поставщиков

На итерационный процесс выбора поставщика оказывает влияние тип ситуации совершения закупок для предприятий. Модель Байгрида (сеть покупок) [1, с.230] рассматривает три ситуации, соотнесенные с различными стадиями этого процесса.

Ситуации покупки

Итерационный процесс выбора поставщиков - student2.ru Стадии процесса покупки

Новая Повторяющаяся Повторяющаяся

покупка покупка с покупка без

изменениями изменений

Итерационный процесс выбора поставщиков - student2.ru Выявление и формулирование

Итерационный процесс выбора поставщиков - student2.ru потребности

Определение характеристик

продукта или услуги, необхо-

димых для удовлетворения

Итерационный процесс выбора поставщиков - student2.ru этой потребности

Итерационный процесс выбора поставщиков - student2.ru Тщательный поиск поставщиков

Анализ предложений и

предварительные переговоры

Итерационный процесс выбора поставщиков - student2.ru Выбор поставщика или

поставщиков

Оценка результатов

Рисунок 3 - Различные стадии процесса покупки с учетом ситуации

покупок (по модели Байгрида)

В самой простом варианте, а именно в ситуации обычной покупки без изменений, стадия оценки результатов является наиболее значимой. При этом обращаются преимущественно к известным поставщикам. В ситуации новой закупки задействованы все стадии процесса выбора поставщика. Промежуточная ситуация, а именно повторная закупка с изменениями, предполагает прохождение таких этапов, как тщательный поиск поставщиков, анализ предложений и предварительные переговоры, выбор поставщика или поставщиков, оценка результатов.

Наши рекомендации