Схема анализа факторов маркетинговой макросреды
|
|
|
|
| |||||||||||||||
В анализе маркетинговой макросреды существенное значение имеют демографические факторы. Демография - наука о народонаселении в его общественном развитии. Если численность населения на данной территории снижается, то это снижение сопровождается и снижением человеческих нужд и потребностей, в том числе и в медицинской помощи, а эти потребности необходимо удовлетворять. Негативная тенденция по снижению рождаемости и повышению смертности, а также в связи с этими явлениями появившийся с 1991 года отрицательный естественный прирост населения нашел свое полное отражение в учреждениях здравоохранения. Затронуты такие сегменты рынка, как непосредственные производители услуг - врачи: акушеры - гинекологи, педиатры, микропедиатры и др., закрываются родильные дома, переоборудуются под различные офисы здания детских комбинатов (ясли-сад), школы и др. Следовательно, снижается спрос на те виды медицинских услуг, которые представляют вышеназванные специалисты и учреждения, а снижение спроса влечет за собой и снижение рентабельности в этих учреждениях. Одновременно снижается спрос на продукты детского питания, игрушки, товары для детей. С повышением общей смертности увеличится объем работы патологоанатомической службы, возрастет спрос на эти услуги. Так как в структуре населения увеличивается число лиц 55 лет и старше, то, следовательно, увеличивается потребность в таких медицинских услугах, как гомеопатия, рефлексотерапия, иглорефлексотерапия, мануальная терапия, косметологические услуги.
Немаловажное значение имеет и знание миграционных процессов, то есть, помимо естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост и др. показатели), проводится анализ механического движения населения, с которым непосредственно связаны медико-социальные услуги, например, сезонное или маятникообразное движение населения, а также внутренняя и внешняя миграция, в частности, перемещение беженцев из районов военных действий, а также механическое перемещение людей в связи со стихийными бедствиями. ЛПУ - производитель медицинских услуг - должно следить за наметившимися демографическими тенденциями, которые являются надежными факторами развития рынка медицинских услуг.
Экономические факторы также в большой степени влияют на покупательскую способность населения, в частности, такие, как уровень доходов, цены, сбережения, экономические кризисы, высокий уровень безработицы, инфляция, инвестиционные ожидания населения, курс национальной валюты, налоговая и бюджетная политика государства. В настоящее время в нашем обществе наблюдается расслоение на несколько основных групп, представляющих определенные социальные слои общества:
1. Лица, которые имеют более высокий уровень жизни, чем все остальные, а следовательно, они имеют большие финансовые возможности для удовлетворения своих нужд, потребностей и запросов, в том числе и в сфере здравоохранения (услуги массажистов, центров здоровья, косметологические услуги, отдых на курортах, лечение в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих высокое ранговое место среди аналогичных ЛПУ и т. д.).
2. Лица, относящиеся к среднему классу, то есть получающие регулярно заработную плату в полном объеме.
3. Лица, которых нельзя отнести ни к безработным, ни к работающим, то есть те, которые работают на предприятиях, но не получают зарплату в полном объеме или совсем ее не получают. Их можно назвать лицами скрытой безработицы, так как они не зарегистрированы на бирже труда.
4. Лица, которых можно назвать социально малозащищенными или совсем незащищенными, это люди, живущие только на пенсию, только на стипендию, только на пособие по социальному обеспечению, пособие по безработице и пр.
5. Лица без определенного места жительства.
Производители медицинских услуг свою деятельность должны планировать в соответствии с нуждами, потребностями и запросами этих групп населения, а также возможностями компенсации расходов на оказание им медицинской помощи.
Технологические факторы - те факторы, которые связаны с технологией производства медицинских услуг, которая изменяется научно-техническим прогрессом, влекущим за собой внедрение в практику здравоохранения новых методов диагностики, лечения, медикаментов, аппаратуры и оборудования. Например, появление в медицине аппаратуры с волоконной оптикой позволило широко применять лапороскопические методы оперативного вмешательства.
На маркетинговую деятельность оказывает сильное влияние уровень политической стабильности в стране, степень доверия к государственным гарантиям, законодательным актам, постановлениям правительства, регулирующих и регламентирующих предпринимательскую деятельность. Руководитель ЛПУ, который на сегодня при отсутствии маркетинговой службы в большинстве учреждений является и маркетологом, должен знать все законодательные акты, имеющие непосредственное отношение к предпринимательской деятельности.
Природные факторы, такие, как погодно-климатические условия, ограниченность природных ресурсов, требования к охране окружающей среды, сказываются также на услугах, которые ЛПУ предлагает рынку.
Сложившаяся на сегодня ситуация в стране с электроэнергией напрямую связана и со сферой здравоохранения, когда достаточно большие средства расходуются ЛПУ на оплату как электроэнергии, так и водоснабжения, что непосредственно связано с ценой любой услуги.
Производитель медицинских услуг - ЛПУ, его главный врач должны учитывать и эти вопросы, решение которых входит в маркетинговую деятельность ЛПУ.
Факторы культурной среды имеют немаловажное значение в анализе маркетинговой макросреды. Наше общество, в котором мы живем, формирует наши взгляды, ценности и нормы поведения, то есть наш образ жизни.
Анализ культурной среды сводится к анализу совокупных человеческих ценностей, определяющих образ жизни, ее уклад, жизненные цели, отношение к труду, подходы к воспитанию, отношение людей к самим себе, к общественным институтам, природе. Так, например, сейчас наметилась тенденция на укрепление собственного здоровья, без которого невозможна успешная учеба в престижном вузе, дальнейшая работа в известном лечебно-профилактическом учреждении, известной фирме и т. д.
Администрации ЛПУ нужно знать о всех изменениях, происходящих на рынке общественного здоровья, постоянно следить за этими изменениями, в частности, за изменяющимися взглядами нынешних и потенциальных покупателей медицинских услуг, знать, как эти изменения во взглядах влияют на решения, которые они принимают, как учесть в маркетинговом планировании эти изменения, какие необходимо предпринять действия, чтобы адекватно ответить на эти изменения.