Что означает «удовлетворить потребность клиента»?
2. Порядок расположения групп товаров: самые выгодные товары (оборот и наценка) и балласт (низкий оборот и наценка), характеристика.
3. Звуковое сопровождение.
Вариант 9
4. Теория когнитивного диссонанса.
5. Покупки в аптеке: запланированные, частично запланированные и незапланированные, характеристика.
6. Тренды в рекламе лекарств.
Тема 14: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ ФАРМАЦЕВТА И ПОКУПАТЕЛЯ. МЕРЧАНДАЙЗИНГ В АПТЕКЕ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ РАБОТЫ МЕРЧАНДАЙЗЕРА. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПОЗИЦИИ ПОКУПАТЕЛЯ И ПРИНЦИПЫ МЕРЧАНДАЙЗИНГА
Цель. Формирование компетенций (знания, умения и навыки):
1. Формирование знаний по особенностям общения фармацевта и покупателя, психологии процесса купли-продажи.
2. Формирование умений по организации мерчандайзинга в аптеке.
3. Формирование коммуникативных компетенций при организации мерчандайзинга в компании как средства маркетинговой коммуникации.
4. Формирование правовых компетенций по ограничению использования технологий мерчандайзинга.
5. Самосовершенствование – написание рефератов по предложенным темам, рецензий, проведение презентаций, решение ситуационных задач, составление тестовых заданий.
Задачи обучения.Сформировать знания по вопросам:
1. Особенности современного этапа развития маркетинга.
2. Влияние психологии покупателя на процесс покупки товара.
3. Стратегия мерчандайзинга в аптеке.
4. Ключевые принципы мерчандайзинга, их воздействие на психологию человека в позиции покупателя:
1) «Фокусный пункт»;
2) «Движение глаз»;
3) «Обратные часы»;
4) «Золотой треугольник» или «3/90»;
5) «Принцип совместимости»;
6) «Зона вытянутой руки»;
7) «Верхи не могут, низы не хотят»;
8) «Эффект винегрета»;
9) «Принцип локомотива»;
10) цветокоррекция;
11) звуковое сопровождение;
12) ароматерапия;
13) рациональная подача.
5. Глубинные причины воздействия товаров на человека, характеристика.
6. Применение поведенческих теорий в работе мерчандайзера.
7. Методы работы мерчандайзера аптеки, задачи и функции, обязанности.
8. Ограничения в использовании технологий мерчандайзинга.
Основные вопросы темы:
1. Значение мерчандайзинга как средства маркетинговой коммуникации и его организация в компании.
2. Использование результатов психологических исследований в мерчандайзинге.
3. Что представляет собой «комплексная выкладка товара»?
4. Использование прилавочных витрин специальной конструкции для приобретения товара.
5. Морально-этическая проблема использования особенностей поведения человека-покупателя.
6. Методы обращения к личности посетителя торгового зала.
7. Особенности внутриаптечной информационной деятельности.
8. Возможности и ограничения мерчандайзинга.
9. Мерчандайзер – особенности работы, классификация мерчандайзеров, значение в работе аптеки.
10. Задачи и функции мерчандайзера, обязанности.
11. Положительные стороны и ограничения в работе мерчандайзера.
12. Инструменты мерчандайзинга в работе мерчандайзера.
13. Типичные ошибки в работе мерчандайзера.
14. Торговый представитель, его отличительные функции.
Методы обучения и преподавания: Работа с информационным материалом, особенности использования психологии покупателя аптеки, работа в малых группах, письменный опрос по карточкам.
Литература
Основная:
1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.
2. Мнушко З.Н. Менеджмент и маркетинг в фармации. Ч.2. Маркетинг в фармации. – Харьков: Изд.НФаУ, 2008. – 536 с.
3. Юданов А.Ю. Фармацевтический маркетинг. – Издательство «Ремедиум», 2007. – 400 с.
4. Грибкова Е.И. Изучение эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций в деятельности субъектов фармацевтического рынка. – Москва, 2004. – 300 с.
5. Макашов Д. Мерчандайзинг – искусство сбыта товара. // www.psy-portal.ru.
6. Рамазанов И.А. Мерчандайзинг в розничном торговом бизнесе: Учебное пособие. – Москва, 2004. – С. 9-10.
Дополнительная:
1. Колборн Р. Мерчандайзинг // Пер. с англ. / Под ред. И.О. Черкасовой. – СПб., 2002. – С. 13-27; Канаян К. и Р. Мерчандазинг. – Москва, 2001. – С. 9-116.
2. Батра Р., Майерс Дж.Дж., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент / Пер. с англ. – М.; СПб., 2000. – 5-е изд.; Энджел Дж.Ф., Блекуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. – СПб., 2000; Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга / Пер. с англ.: Уч. пособие. – М., 2000; Говард Дж. и Шет Дж. Теория поведения покупателя // Классика маркетинга / Сост. Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. – М.; СПб., 2001. – С. 175-197; Лоусон Р. Поведение потребителей // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. – СПб., 2002. – С. 134-149.
3. Паркинсон С. Покупательское поведение организаций // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. – СПб., 2002. – С. 150-164; Энджел Дж.Ф., Блекуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. – СПб., 2000; Лоусон Р. Поведение потребителей // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. – СПб., 2002. – С. 134-149.
Контроль по вопросам:
Вариант 1
1. Факторы, влияющие на выбор покупки в аптеке.
2. Основные правила мерчандайзинга в фармации.
3. «Плохие зоны» при оформлении торгового зала аптеки, характеристика.
Вариант 2
1. Факторы, влияющие на поведение потребителя в ситуации выбора покупки в аптеке по теории Р. Кеттела.
2. Влияние сочетания цветов на выбор товара.
3. Какие психологические исследования используются в современном мерчандайзинге?
Вариант 3
1. Ключевые принципы мерчандайзинга.
2. Влияние ценовой политики на объем продаж в аптеке.
3. «Хорошие зоны» при оформлении торгового зала аптеки, характеристика.
Вариант 4
1. В чем заключается стратегия эффективных продаж в аптеке?
2.Влияние цветового решения в оформлении витрин на общий тон торговой атмосферы.
3. Места рационального размещения товаров в аптеке.
Вариант 5
1. Что означает «комплексная выкладка товара»?
2. Влияние POS-материалов на объем продаж в аптеке.
3. Перечислить места «невыгодного положения» товара в аптеке.
Вариант 6
1. «Установить отношения с клиентом в аптеке» – значение этого понятия.
2. Какие POS-материалы используются при оформлении торгового зала?
3. Традиционные способы стимулирования сбыта в аптеке.
Вариант 7
1.Значение мерчандайзинга как средства маркетинговой коммуникации и его организация.
2.Влияние физиологических показателей покупателей на процесс покупки.
3. «Импульсные» места расположения товара в мерчандайзинге, характеристика.
Вариант 8
1. Основные правила профессиональных продаж в аптеке.
2. Задачи и функции мерчандайзера в аптеке.
3. Перечислите «горячие места» в торговом зале аптеки.
Вариант 9
1. Способы организации, функции мерчандайзинга в компании.
2. Мерчандайзер – положительные стороны и ограничения в работе, классификация мерчандайзеров.
3. Мерчандайзинг малоэффективен, если … (перечислить факторы).
Вариант 10
1. Этапы разработки системы мерчандайзинга аптеки.
2. Мерчандайзинг-бук.
3. Виды технологической планировки торгового зала аптеки.
Вариант 11
1. Объясните, что означает в фармации понятие «не только говорить, но и показывать»?
2. Инструменты мерчандайзинга в работе мерчандайзера.
3. Использование законов мерчандайзинга.
Вариант 12
1. Ограничения в использовании технологий мерчандайзинга.
2. Типичные ошибки в работе мерчандайзера.
3. Торговый представитель, его отличительные функции.