Связи с общественностью (“public relations”)
Товар в системе маркетинга.
Товар – все, что может быть предложено на рынке вниманию потребителя, приобретено ими для последующего использования или потребления ради удовлетворения какой – либо потребности или желания. По целевого назначению товары делят на потребительские (личного пользования) и производственно технического (ПТН). Товар ПТН – предназначены для дальнейших их переработке или в применениях в производствах. Подразделяются на:
1. материалы и детали, полностью используемые в производстве.
2. капитальное оборудование, входящее в готовый продукт частично
3. вспомогательные материалы, не входящие в изготовленный продукт
Потребительские товары:
1. Товары повседневного спроса
2. Товары импульсной покупки
3. Экстренные
4. Товары предварительного выбора
5. Особого спроса
6. Пассивного спроса и т.д.
Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – это время существования товара на рынке. Разработка – Выведение на рынок – Рост – Зрелость – Насыщение – Спад – Вывод с рынка.
Товарная политика. Конкурентоспособность товара.
Ярмарки и выставки на товарном рынке.
Торговая ярмарка -кратковременное мероприятие, периодически проводимое в одном и том же месте, в рамках которого большое количество предприятий с помощью образцов представляет объективный масштаб товаров/услуг одной или нескольких отраслей, с тем чтобы посетитель-коммерсант получил ясное представление об их предпринимательских возможностях, тогда как экспонент при помощи экспонируемых товаров стремится распространить информацию о своей фирме и ее продукции и заключить прямые торговые сделки. Торгово-промышленная выставка - кратковременное мероприятие, периодически проводимое в одном и том же месте, в рамках которого значительное количество предприятий с помощью образцов дают представительную картину предложения товаров/услуг одной или нескольких отраслей и стремится информировать конечных потребителей о своей фирме и ее продукции с конечной целью содействия продажам. Целью ярмарки является предоставление ее участникам - экспонентам возможности выставить образцы своего производства, продемонстрировать новые достижения и технические усовершенствования с целью заключения торговых сделок. В то же время, цель выставки - показать научно-технические достижения одной страны или различных стран в одной или нескольких отраслях производства, науки и техники. По составу участников, месту проведения и экономическому значению различают выставки и ярмарки: Региональные, Межрегиональные, Национальные, Международные.
По характеру выставляемых экспонентов все выставки и ярмарки делятся на: универсальные - тематика которых затрагивает несколько отраслей экономики. Специализированные выставки ориентированы на посетителей-специалистов в конкретной области. На них демонстрируют довольно сложные виды товаров и поэтому они имеют скорее маркетинговую, нежели торговую направленность. краткосрочные выставки (соло-выставки) - проводятся в течение не более трех недель. Они могут носить либо общий характер, т.е. представлять достижения своей страны во всех отраслях производственной деятельности, либо быть специализированными. Передвижные выставки,Они организуются с целью расширения круга посетителей с использованием различных средств транспорта. Такие выставки устраиваются на борту крупного судна, которое посещает портовые города нескольких государств и осуществляет показ, а также продажу выставленных товаров. Постоянные выставки -Эти выставки организуются чаще всего при дипломатических консульствах и других представительствах своей страны за границей с целью демонстрации возможным иностранным покупателям образцов экспортной продукции для заключения сделок по образцам. Новым видом выставок являются т.н. торговые недели.Они организуются обычно в универсальных магазинах крупных городов для показа и продажи потребительских товаров.
По частоте проведения выставки и ярмарки могут быть:
Периодические(проводящиеся каждые 2,3 года и т. д.)
Ежегодные, Сезонные.Частота проведения ярмарки/выставки зависит, главным образом, от вида предлагаемой продукции и условий конкуренции. Кроме того, ярмарки и выставки можно классифицировать по направлению работы: - Ярмарки/выставки по осуществлению продаж/заказов; Информационные/ознакомительные, Проводимые в целях развития коммуникации/контактов.
Связи с общественностью (“public relations”)
Имеют целью посредством целенаправленных действий создать психологический климат понимания и взаимного доверия между организацией и ее различными аудиториями. Если предприятию удастся создать о себе и о своей деятельности позитивное представление у интересующих его групп общественности (включая собственных работников), то это значительно облегчит достижение поставленных целей. Реклама у предприятий с положительным имиджем воспринимается с большим доверием. Для формирования позитивного мнения о данной фирме необходимо использование методов работы с общественностью. ПР тесно связана с рекламной практикой, но ведется на некоммерческой основе. Их целью является создание благоприятного климата, благоприятного мнения о фирме-продавце среди потенциальных клиентов, в общественных и правительственных организациях, формирования доверия к фирме, ее деятельности, руководству, товару. Основная идея формирования благоприятного общественного мнения заключается в том, что фирма производит и реализует продукцию в интересах потребителя, публики, а не ради извлечения прибыли (“прибыль - естественное, нормальное явление торговли” - так представляется дело службами и концепцией этичного маркетинга). Их целью является создание благоприятного климата, благоприятного мнения о фирме-продавце среди потенциальных клиентов, в общественных и правительственных организациях, формирования доверия к фирме, ее деятельности, руководству, товару. В работе с общественностью используются следующие инструменты: - установление хороших контактов с прессой, радио и телевидением; - проведение пресс-конференций; - выпуск юбилейных изданий; проведение экскурсий по предприятию и других подобных мероприятий для общественности (например, день открытых дверей); - строительство спортивных сооружений; - создание обществ, союзов, клубов; поддержка научных работ. Особую форму работы с общественностью представляет разъяснительно-пропагандистская реклама. Развита у предпринимателей, деятельность которых вызывает скептическое отношение общественности. Представители этих предприятий открыто выступают с защитой своего мнения и критикуют доводы оппонентов (проблемы окружающей среды, снабжения энергией и др.)