Какой бы вид отдыха клиент не предпочитал, спокойно-расслабляющий или активно-экстремальный, в любое время года ему гарантировано море удовольствия в Аквапарке «Ривьера»
В аквапарке имеется «Аква-бар», где предлагается широкий выбор напитков и закусок - для самых искушенных. Здесь представлена одна из самых богатых в Татарстане коктейльных карт с десятками молочных, алкогольных и безалкогольных коктейлей, которые можно пить, не выходя из бассейна.
Утолить голод можно в Бистро Аквапарка. Разнообразное меню позволит выбрать блюдо на вкус. Насыщенные супы, сытные вторые блюда, свежая ароматная выпечка, фрукты и прохладительные напитки.
Для посетителей в холле аквапарка есть лобби-бар. Здесь можно выпить чашечку чая или кофе, отведать горячих пирожков, ожидая своих друзей, которые задержались в аквапарке.
Потенциальными покупателями услуги аквапарка являются следующие целевые группы:
1) дети (с родителями);
2) молодежь (18-30 лет);
3) люди среднего возраста (31-50 лет);
4) гости города.
Типичные способы использования предлагаемых услуг аквапарка, характерные для этих покупателей:
1) место семейного отдыха;
2) место отдыха с друзьями;
3) место для здорового отдыха;
4) модное удовольствие;
5) достопримечательность города;
6) место проведения культурных зрелищных мероприятий.
Итак, аквапарк «Ривьера» открыт 30 августа 2007 года. Это самый крупный аквапарк России и один из крупнейших аквапарков Европы. Проект и оборудование предоставлено компанией WhiteWater LeisureLTD –мировым лидером по проектированию и производству водных аттракционов.
Описание горок Аквапарка «Ривьера» см. в Приложении.
Казанский Аквапарк «РИВЬЕРА» - крупнейший в России и один из самых больших в Европе. С каждым годом все больше и больше туристов становятся поклонниками этого уникального места отдыха, где можно повернуть время вспять и снова попасть в жаркое лето.
В Аквапарке действует следующая тарифная политика [31]:
- для детей возрастом до 5 лет и/или ростом до 120 сантиметров посещение аквапарка является бесплатным,
- для детей возрастом от 5 до 12 лет приобретается детский билет,
- в льготную категорию входят дети в возрасте от 13 до 17 лет включительно, а также дети ростом выше 150 см, люди с ограниченными возможностями, студенты и пенсионеры. Для приобретения билета по льготному тарифу, указанные лица обязаны предъявить соответствующие документы - пенсионное удостоверение, студенческий билет и др.
- взрослый билет приобретается лицами, которым на момент посещения аквапарка уже исполнилось 18 лет.
Оплаченное время подтверждает право Посетителя пользоваться услугами Аквапарка в течение всего времени в соответствии с оплаченным тарифом. Если посетитель, который уже покинул территорию Аквапарка, изъявляет желание повторно попасть на территорию Аквапарка, он должен приобрести новый билет.
Посетитель, посещающий аквапарк по безлимитному тарифу, утрачивает право на пользование услугами аквапарка при прохождении турникета на выходе. В данном случае деньги за неиспользованное время возврату посетителю не подлежат и для повторного посещения аквапарка он должен приобрести входной билет согласно действующим тарифам.
Стоимость услуг Аквапарка устанавливается Прейскурантом, утверждаемым директором ООО «Аквапарк-Сувар». Цены на билеты указаны в кассах Аквапарка и на интернет-сайте.
Билеты можно приобрести в кассах, расположенных в Аквапарке. Посетитель обязан оплатить услуги Аквапарка в размере 100% согласно действующему прейскуранту.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий. Необходимо анализировать и качественный состав трудовых ресурсов по квалификации (рисунок 2.1.1).
Рисунок 2.1.1 - Организационная структура ООО «Аквапарк -Сувар» [31]
ОАСУП - отдел автоматизированных систем управления производством ОГК - отдел главного конструктора. ОГМ - отдел главного механика.. ОИХ - отдел инструментального хозяйства. | ОГТ - отдел главного технолога ООТБ - отдел охраны труда и техники безопасности. ОТД - отдел технической документации. ФО - финансовый отдел. |
Таблица 2.1.1 - Численность персонала ООО «Аквапарк -Сувар» [31]
№ п/п | Категории работающих | Численность работающих | Отклонения 2014 г. от | |||||
2012 г. | 2013 г. | |||||||
чел, +/- | % роста | чел, +/- | % роста | |||||
Всего работающих | -13 | 85,71 | --5 | 93,98 | ||||
Персонал | -13 | 83,95 | -5 | 93,15 | ||||
Служащие, в том числе | - | - | ||||||
Инженерно-технические работники | - | - | ||||||
Водители | - | - |
Общая численность работающих за исследуемый период снизилась на 13 человек, темп роста составил 85,71%. Снижение численности произошло за счет производственного персонала, темп роста составил 83,95%. Численность служащих не изменилась.
2.2 Анализ конкурентных преимуществ ООО «Аквапарк – Сувар»
Анализ конкуренции – важное направление маркетинговых исследований, имеющее целью уточнение вопросов привлекательности рынков и используется для выработки стратегии фирмы в области производства и сбыта. Контроль за конкурентами дает возможность удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволяет фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе. Прямым и самым сильным конкурентом аквапарка «Ривьера» является аналогичный комплекс в городе Казани, аквапарк «Барионикс». Анализ конкурентных преимуществ предприятия будет проведена при помощи модели «5 конкурентных сил Портера» [31].
Первая конкурентная сила предприятия - новые игроки на рынке;
Появление новых аквапарков в городе или в России всегда воспринимается текущими с опаской. На то есть ряд причин, среди которых особенно стоит выделить потенциальную возможность снижения прибыли, за счет повышающейся конкуренции. Это связано не только с тем, что конкурент может переманить к себе часть клиентов, но и с тем, что его приход поспособствует снижению среднерыночных цен в отрасли.
Вторая конкурентная сила предприятия - существующие конкуренты;
На данный момент существующие конкуренты - это аквапарк «Барионикс» и аквапарки ближайших городов г. Казани. Чтобы не потерять свой бизнес и удержать потребителей, Аквапарк «Ривьера» вынужден снижать цены за счет лучшей организации труда и экономии ресурсов, постоянно работать над усовершенствованием своих услуг, расширять ассортимент и овладевать более современными средствами.
Третья конкурентная сила предприятия - «конкуренты», предлагающие продукты-заменители;
Товары-заменители могут влиять на конкурентную ситуацию в отрасли за счет того, что фирмы, работающие в других отраслях, выпускают продукцию, которая может заменять продукцию вашей фирмы.
Четвертая конкурентная сила предприятия - власть потребителей;
Посетителей аквапарка «Ривьера» можно рассматривать, как конкурентов отрасли. Ведь, именно они требуют постоянного снижения цен, повышения качества продуктов и услуг, повышение качества обслуживания, - удовлетворение всех этих аспектов происходит за счет того, что компании в отрасли снижают свою прибыль.
Сила влияния посетителей зависит от следующих факторов:
- качество услуг;
- затраты на переключение;
- стандартизированность продуктов;
- прибыль, приносимая покупателем;
Пятая конкурентная сила предприятия – власть поставщиков.
Власть поставщиков и ее влияние на конкуренцию в отрасли определяется тем, что аквапарк «Ривьера» для обеспечения деятельности вынужден закупать сырье, материалы, комплектующие изделия, оборудование, технологии. Поставщики оказывают влияние, так как являются владельцами ресурсов для производства товаров отрасли. Рост цен на сырье и заключение сделок на невыгодных для компании условиях приводит к росту издержек. Если затраты на сырье растут быстрее роста отпускных цен компании -снижается прибыльность бизнеса.
Поставщики становятся угрозой и влияют на прибыль, когда:
1. Количество поставщиков в отрасли незначительно;
2. Объем ресурсов, который производят поставщики, ограничен в объеме и во времени;
3. Издержки переключения на альтернативных поставщиков высоки;
4. Отрасль не является приоритетной для поставщиков.
Важным моментом анализа конкурентных преимуществ предприятия является анализ возможностей и опасностей фирмы в конкурентной среде. Разрабатывается таблица, а затем и матрица рыночных возможностей и опасностей. Цель данной таблицы - выявить и оценить привлекательные направления маркетинговых усилий, стратегий изучаемого предприятия, на которых она может добиться конкурентных преимуществ. Этот метод получил название SWOT-анализа (по первым буквам: Strength – сила, сильные стороны; Weakness – слабость, слабые стороны; Opportunity – возможность, Threats – опасности) (таблица 2.2.1).
Таблица 2.2.1 - SWOT- матрица [31]
Возможности: 1.улучшение уровня жизни населения 2.разорение и уход фирм-конкурентов | Угрозы: 1.снижение уровня жизни населения 2.увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов. | |
Сильные стороны: 1. не высокие цены 2. присутствие гостиницы, обеспечивающей размещение туристов и гостей города 3.присутствие ресторанов и баров 4.квалифицированный персонал | Поле СИВ 1.постоянный спрос 2.возможность рекламы 3.квалификация персонала, контроль качества ,уход фирм -конкурентов дадут возможность успеть за ростом рынка. | Поле СИУ 1.усиление конкуренции, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии. |
Продолжение таблицы 2.2.1
Слабые стороны : 1.присутствие аналогичных комплексов в Казани. 2. в не сезон узкий круг посетителей 3. месторасположение (прямых маршрутов мало) | Поле СЛВ 1.конкуренция 2. из – за неудобного месторасположения есть возможность выделить бесплатные автобусы от вокзалов до аквапарка. | Поле СЛУ 1.увеличение конкурентных преимуществ ухудшит конкурентную позицию 2.из – за неудобного месторасположения, может упасть спрос. |
В процессе изучения рынка и рыночной ситуации, собственных возможностей предприятия и анализа конкуренции сопоставляются потенциальные силы и слабости. Необходимо избегать опасностей и акцентировать внимание на привлекательных возможностях рынка. Анализ такой таблицы позволяет выбрать наиболее оптимальный курс конкурентной борьбы. В целях обобщения и систематизации полученных результатов целесообразно использовать т.н. матрицу SWOT. Она образует 4 поля (квадранта): СИВ (сила и возможности), СИУ (сила и угрозы), СЛВ (слабость и возможности), СЛУ (слабость и угрозы).
2.3 Оценка эффективности проведения маркетинговых исследований ООО «Аквапарк – Сувар»
Актуальными проблемами ООО «Аквапарк - Сувар» являются определение эффективности маркетинговой кампании, как важного контролирующего элемента конкурентоспособности предприятия, и разработка комплекса мер по её совершенствованию.
Основные типы организационной структуры маркетингового подразделения - функциональная, дивизионная и матричная: функциональная структура - организационная структура управления, в которой деятельность специалистов в подразделениях маркетинговой деятельности организована, исходя из функций маркетинговой деятельности, которые они выполняют.
Данная структура предусматривает закрепление определенных функций, таких как реклама, стимулирование сбыта, ценообразование, маркетинговые исследования и маркетинговое планирование, за отдельными подразделениями, рабочими группами или сотрудниками. Главное достоинство функциональной структуры управления - это простота в управлении, быстрые и экономические формы принятия решений, четкое разделение ответственности и компетенции; простота контроля.
К недостаткам функциональной организации маркетинговой деятельности можно отнести: отсутствие специализированных подразделений по продукту; высокие профессиональные требования к руководителям; сложные коммуникации между исполнителями (конфликты); ярко выраженный авторитарный стиль руководства; затрудненность связи и контроля за процессом разработки идей товаров и услуг, его создания и внедрения на рынок приводит к замедлению инноваций; из-за отсутствия специальных служб по регионам не учитывается их специфика или возникают трудности с внедрением продукта на определенные рынки.
Дивизиональное структурирование маркетинговой деятельности предприятия выделяет отдельные направления деятельности:
-продуктовая (товарная) организация - организационная структура управления маркетинговой деятельностью, в которой за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинговой деятельности для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом, у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинговой деятельности;
-функционально-продуктовая - это организационная структура управления маркетинговой деятельностью, в которой функциональные маркетинговые службы организации вырабатывают и координируют реализацию некоторых единых для организации целей и задач маркетинговой деятельности, а также выполняют отдельные виды работ по заказам продуктовых управляющих.
Преимущества данного типа организационной структуры управления выявляются в следующем: управляющий, занимающийся определенным товаром, имеет возможность координировать различные маркетинговые затраты по данному товару; управляющий может быстро реагировать на требования рынка; в поле зрения управляющего постоянно находятся все модели товаров и услуг, как пользующие повышенным спросом, так и менее популярные у покупателей.
Однако данному типу организационной структуры присущи и определенные недостатки: управляющий, ответственный за определенный товар, не наделен полномочиями, которые соответствовали бы его деятельности; товарная организация часто требует больших затрат, чем ожидалось (первоначально управляющие назначаются ответственными за основной товар; однако вскоре в структуре предприятия появляются управляющие, ответственные за менее важный товар, каждый из которых имеет свой штат помощников).
¾ рыночно-функциональная организационная структура - структура управления маркетинговой деятельностью, в которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию стратегии и планов маркетинговой деятельности на определенных рынках. продукцию, предназначенную для рынков различного типа. Главным достоинством является концентрация на маркетинговой деятельности вокруг потребностей конкретных рыночных сегментов.
Матричная организационная структура - подход, в основе которого лежит ориентация как на предлагаемые компанией товары, так и на обслуживаемые ею рынки. Локализация персонала осуществляется по территориальному принципу, а ориентация на товар поддерживается управляющими товарным направлением.
Матричная структура управления обладает большей гибкостью в сравнении с другими традиционными подходами. Кроме того, она устраняет следующий недостаток, присущий организационной структуре управления по проекту: легко добиться непрерывной загрузки отдельных сотрудников, которые находятся в штатном расписании постоянных структурных звеньев, занимающихся однотипными видами деятельности.
Основной недостаток такого подхода заключается в рассредоточении ответственности и полномочий. Двойственность руководства, присущая организационной структуре управления матричного типа, обусловливает возникновение такого недостатка, как определение ответственности при появлении сложностей в выполнении программы, а также степени контроля в отношении некоторых маркетинговых функций. Тем не менее, популярность матричной структуры свидетельствует о значительном превосходстве ее преимуществ над недостатками [31]
Выбор организационной структуры обусловлен влиянием рыночных факторов, внешним окружением, характеристиками и потенциалом компании, а также преследуемой компанией маркетинговой стратегией. Оптимальная организационная структура обладает следующими характеристиками.
Организационная структура должна соответствовать целям стратегического маркетингового плана. Так, если план предполагает концентрацию усилий на рынках или товаров и услугах, организационная структура должна учитывать это.
Успешная реализация планов предусматривает координацию деятельности как в рамках комплекса маркетинговых мероприятий, так и в работе разных отделов или подразделений компании. Чем более специализированными становятся различные отделы службы маркетинговой деятельности, тем более вероятны затруднения в координации и взаимодействии между ними.
Специализация в отношении маркетинговых функций способствует большей их эффективности. Организационная структура должна быть создана таким образом, чтобы уровень ответственности управляющего за конечные результаты был пропорционален степени его влияния на них. Хотя подобное условие трудновыполнимо, его следует учитывать при выборе организационной структуры.
При определении стратегий маркетинговой деятельности для отдельных видов товаров и услуг производства у производителя возникает необходимость классифицировать свою продукцию на основе присущих этим товаров и услугам характеристик.
В данном положении можно закрепить основные функции ее главных отделов. Так, отдел сбыта и оперативно-договорной работы может выполнять следующие функции: подготовка предложений по привлечению сторонних специализированных организаций по решению проблем маркетинговой деятельности, изучение спроса на товары, рекламы; разработка стратегии маркетинговой деятельности с учетом потребностей в данной продукции, ёмкости рынка, меняющегося платёжеспособного спроса, проникновения на новые рынки сбыта, конкуренции; разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения маркетинговых мероприятий; организация рекламы при помощи средств массовой информации (газет, телевидения, радио и т.п.); обеспечение наружной, световой, электронной рекламы; организация участия предприятия в центральных и региональных отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах [31].
Отдел продвижения услуг и создание имиджа предприятия может осуществлять разработку предложений по формированию фирменного стиля, организации рекламы с помощью фирменных изделий (плакатов, буклетов, афиш, экспресс-информации); обеспечивает представителей предприятия маркетинговыми проспектами и другими маркетинговыми материалами; может производить анализ деятельности рекламы, её влияния на сбыт продукции, информированности потребителей о продукции предприятия; может осуществлять разработку предложений по совершенствованию организации рекламы: изучение и использование передового опыта рекламы и стимулирования сбыта, изучение и анализ эффективности форм доставки продукции потребителям
В ООО «Аквапарк - Сувар» не осуществляется маркетинговое планирование. Однако, принцип своевременных решений, положенный в основу системы управления, путем ранжирования стратегических задач, как считают многие специалисты по менеджменту, представляет собой наиболее рациональный подход к планированию хозяйственной деятельности и управлению в условиях неопределенности развития внешней среды, резких изменений в политике правительств, политической неустойчивости, непредсказуемости НТП с внезапными технологическими прорывами, быстрых изменений в позициях конкурентов и т.п.
Проекты, выполняемые данным подразделением, описаны ниже (в таблице 2.3.1).
Таблица 2.3.1 - Проекты, выполняемые маркетинговым отделом [31]
Проект | Содержание | План (маркетинговый отдел) | ||
Ценовой мониторинг | Регулярное отслеживание тенденций в ценообразовании конкурентов; -порядок расчёта цены, динамика изменения цен на оконном рынке; - влияние курса валют на ценовую политику; -отслеживание сроков исполнения заказов; -рекомендации по формированию ценовой политики. | Ежемесячно | ||
Контент-анализ | Анализ маркетинговой информации, преподносимой конкурентами в прессе: активность и агрессивность размещения, размеры и качество модулей, специальные предложения, разработка контраргументов на преимущества конкурентов. | Ежемесячно | ||
Аналитический коммерческий отчёт | Анализ деятельности сбытовых подразделений: выполнение планов продаж в натуральном и денежном выражении, ежемесячная и годовая динамика по продуктам, объем продаж в целом | Ежемесячно | ||
Продолжение таблицы 2.3.1
Эффективность работы КТД | Анализ эффективности деятельности КТД за неделю, динамика обращений, эффективность работы с клиентом (коэф-т замеры/обращения), эффективность рекламоносителей | Еженедельно | |
Оперативные задачи | - формирование у клиента потребности в предлагаемых компанией товаров и услуг или услугах, то есть укрепление клиента в мысли, что приобретение товаров и услуг или услуги может решить его проблему. - повышение осведомленности клиента о компании в целом и о предлагаемых ею товаров и услуг и услугах. - создание у клиента положительного отношения к компании и предлагаемым услугам. - формирование у клиента намерения купить предлагаемые компанией товары или услуги. - содействие покупке, то есть убеждение клиента в том, что цена продукта, методы его реализации, его маркетинговая и информационная поддержка не затруднят покупку. | Еженедельно |
Итак, для сохранения динамики увеличения объемов продаж ООО «Аквапарк - Сувар» необходимо будет расширение отдела с добавлением функции развития. Таким образом, если в настоящий момент подразделение выполняет функцию по большей части аналитического отдела и только малая часть работы направлена на прогноз и выработку предложений, которые носят рекомендательный характер, то задачей следующего года является формирование полноценного отдела маркетинга. Состоящего из директора по рекламе, продуктовых менеджеров, аналитика и сотрудника отдела. В отсутствии коммерческого отдела его функции по определению ассортиментной, ценовой политик ложится на создаваемый отдел, и разработанные предложения будут обязательны для выполнения сбытовыми подразделениями.
В ООО «АКВАПАРК - СУВАР», несмотря на имеющееся отдельное подразделение, занимающегося маркетинговой деятельностью, маркетингом непосредственно занимается только маркетинговый отдел, то есть, не включая деятельность персонала всех других отделов предприятия.
Система управления маркетинговой и маркетинговой деятельностью в ООО «АКВАПАРК - СУВАР» не соответствует основополагающим функциям маркетинга, что выражается в отсутствии запланированности и организованности процессов управления маркетинговой и маркетинговой деятельностью.
Анализ современного состояния управления маркетингом ООО «АКВАПАРК - СУВАР» показал, что в целом эффективность системы управления маркетинговой деятельностью имеет показатель выше среднего, и это является значительным положительным моментом для ООО «АКВАПАРК - СУВАР». Это свидетельствует о том, что высшее руководство ООО «АКВАПАРК - СУВАР» в целом уже осознали преимущества от использования маркетинговых принципов и инструментария в современных условиях.
Но вместе с тем автором были выявлены и сформулированы следующие недостатки, требующие более глубокого изучения и препятствующие эффективному функционированию маркетингового отдела:
1. Директивное управление «сверху».
2. Отсутствие миссии и философии компании, а также неучтение ценностей сотрудников при формировании ценностей компании оказывает влияние на формирование приверженности к именно этой организации, на сплоченность коллектива и, соответственно, на результаты деятельности не только маркетингового подразделения, но и предприятия в целом.
3. Маркетинг, как функция управления и образ мышления, пока не стал нормой повседневного поведения сотрудников всех структурных подразделений ООО «АКВАПАРК - СУВАР».
4. Непонимание особенностей окружающей рыночной ситуации руководителями среднего звена немаркетинговых подразделений, а в свою очередь и большинства персонала организации.
5. Существует объективная необходимость не только в новых знаниях, но и в системе постоянного повышения квалификации и личностного развития сотрудников самой службы маркетинга. Прежде всего, ощущается недостаток знаний, связанных с информационными технологиями, а также отсутствие знаний относительно передового зарубежного и отечественного опыта в области маркетинга.
6. Неготовность коллектива ООО «АКВАПАРК - СУВАР» в целом к инновациям, в большой степени снижает эффективность маркетинговой деятельности.
7. Достаточно большой информационный фонд системы управления маркетинговой деятельностью все-таки не содержит целые сегменты данных, остро необходимых для принятия качественных управленческих решений. Требуется расширение базы внешней конъюнктурной информации.
8. Отсутствие системности и комплексности проведения маркетинговых исследований. Служба предоставляет ту информацию, которая запрашивается сверху. Отчеты не имеют определенных форм и носят произвольный характер.
9. Отсутствие тесного взаимодействия с конечными потребителями, т.к. во взаимоотношениях данной компании с потребителями, предпочтение отдается посредникам, а не конечным покупателям.
10. Отсутствие действенного механизма мотивации труда. Никаких специальных способов стимулирования работников отдела маркетинга в ООО «АКВАПАРК - СУВАР» не существует.
11. Маркетинговый отдел является структурным подразделением организации, и оплата труда осуществляется в соответствии со штатным расписанием. Однако, должна существовать прямая и простая зависимость между размерами заработков этих работников и финансовыми результатами.
12. Отсутствие методики и критериев оценки эффективности маркетинговой деятельности ООО «АКВАПАРК - СУВАР».
Таким образом, по SWOT-анализу сильные стороны ООО «АКВАПАРК - СУВАР»: выдающаяся компетентность; адекватные финансовые ресурсы; хорошая репутация у покупателей; известный представитель рынка; изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации; преимущества в области конкуренции; наличие инновационных способностей и возможности их реализации; проверенный временем менеджмент.
Слабые стороны: отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности; отставание в области исследований и разработок. Возможности: выход на новые рынки или сегменты рынка; расширение производственной линии; увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах. Угрозы: возможность появления новых конкурентов и возрастающее конкурентное давление.
Проведение маркетинговых исследований сопряжено не только со значительными финансовыми затратами, но и требует больших организационных усилий, во многом определяющих эффективность самого процесса исследований.
Проведение маркетинговых исследований может быть организовано как путем привлечения к их выполнению сторонних специализированных предприятий, так и силами собственного персонала фирмы. ООО «Аквапарк –Сувар» активно использует результаты маркетинговых исследований, выполненных специализированными организациями. Это обусловлено недостатком у них специалистов в области маркетинговых исследований, что, в свою очередь. связано с неравномерностью распределения в течении года исследовательских работ, а также стремлением фирм выполнить исследования в сжатые сроки.
Наряду с этим ООО «Аквапарк –Сувар» полностью удовлетворяет свои потребности в маркетинговых исследованиях собственными силами, создавая для этих целей соответствующие структурные подразделения. В зависимости от величины фирмы, особенностей стоящих перед ней задач, а также сложившихся убеждений руководства, возможны различные варианты форм организации исследовательской деятельности фирмы, отражающие разную степень функциональной обособленности маркетинговых исследований. Так, в маленькой фирме вся маркетинговая деятельность возложена на одного специалиста. Возможно и обособление исследовательских функций путем возложения обязанностей по проведению маркетинговых исследований на одного или нескольких специалистов отдела маркетинга.
Вывод
Эффективность работы отдела маркетинговых исследований во многом зависит от места, которое отводится ему в организационной структуре фирмы. При решении этого вопроса важно основываться на принципе первого лица, предусматривающем непосредственное подчинение по вопросам принципиального характера директору-распорядителю (генеральному директору или иному возглавляющему фирму лицу). Это касается прежде всего представления докладов о результатах маркетинговых исследований и определения их направленности.
Целесообразность такой подчиненности обусловлена необходимостью гарантировать объективность выводов и рекомендаций, получаемых в результате исследования, которые нередко носят критический характер, содержат критические оценки различных аспектов деятельности фирмы, затрагивающие интересы различных ее отделов и служб и, следовательно, должны представляться непосредственно руководителю фирмы. Это позволяет обеспечить объективность и независимость исследовательской работы от других функциональных руководителей и служб фирмы, дает оценить значение полученных результатов, абстрагируясь от возможных последствий для того или иного отдела, а также снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций между ними и директором по маркетингу.
3. Совершенствование процесса организации маркетинговой деятельности предприятия