Финансовая составляющая конкурентоспособности предприятия

Оценка финансовой составляющей конкурентоспособности предприятия может осуществляться по рейтинговой оценке в соответствии с формулой:
Рj =[(1-x1j)2+(1-x2j)2+...+(1-xnj)2]1/2,

где Рj - рейтинговая оценка финансового состояния организации;

x1j, x2j, ..., xnj– стандартизированные показатели j-й анализируемой организации.

Можно ввести весовые значения (назначаемые экспертом) показателей x1j, x2j, ..., xnj:

Рj =[ k1(1-x1j)2+ k2(1-x2j)2+...+kn(1-xnj)2]1/2

Под стандартизированными показателями понимают исходные показатели, приведенные в соразмеренный вид через построение матриц.
Исходные показатели выбираются из системы показателей, базирующейся на данных публичной финансовой отчетности. Такая система включает четыре группы показателей:
1. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности.
2. Показатели эффективности управления.

3. Показатели оценки деловой активности.

4. Показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости.

,В данной работе берутся следующие показатели для расчетов Х1,…, Хn. Количество Показателей может быть больше или меньше, в зависимости от точности и достоверности информации. Все показатели имеют достаточно простой алгоритм расчета.

1-я группа:чистая рентабельность предприятия и рентабельность собственного капитала (чистая рентабельность равна отношению чистой прибыли к величине активов; рентабельность собственного капитала – это отношение чистой прибыли к величине собственного капитала);

2-я группа:чистая прибыль на 1 р. объема реализации и дивиденды на 1 акцию (;

3-я группа:отдача всех активов и оборачиваемость дебиторской задолженности;

4-я группа:коэффициент текущей ликвидности и коэффициент автономии.

  Показатели Фирмы
группа
1.Чистая рентабельность

(отношение чистой прибыли к величине активов)

0,03 0,07 0,05 0,05
2.Рентабельность собственного капитала
2группа
(отношение чистой прибыли к величине собственного капитала)

0,05 0,1 0,09 0,22
3.Диведенды на 1акцию (приложения 2) 0,37 0,32 0,25 0,49
4.Чистая прибыль на 1р. объема продаж (приложение 2) 0,15 0,3 0,2 0,18
3группа
5.Отдача всех активов

(объем продаж на 1р. активов предприятия)

0,22 0,23 0,27 0,3
6.Оборачиваемость дебиторской задолженности (объем продаж к величине дебиторской задолженности) 1,2 0,85 1,6 1,2
4группа
7.Коэффицент текущей ликвидности

(отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам)

1,1 0,89 0,76 0,7
8.Коэффицент автономии (отношение собственного капитала к итоговому баланса нетто) 0,6 0,69 0,59 0,25
  Показатели Фирмы
группа
1.Чистая рентабельность

(отношение чистой прибыли к величине активов)

0,43 0,71 0,71
2.Рентабельность собственного капитала
2группа
(отношение чистой прибыли к величине собственного капитала)

0,23 0,45 0,4
3.Диведенды на 1акцию (приложения 2) 0,8 0,65 0,5
4.Чистая прибыль на 1р. объема продаж (приложение 2) 0,5 0,67 0,6
3группа
5.Отдача всех активов

(объем продаж на 1р. активов предприятия)

0,73 0,77 0,9
6.Оборачиваемость дебиторской задолженности (объем продаж к величине дебиторской задолженности) 0,75 0,53 0,75
4группа
7.Коэффицент текущей ликвидности

(отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам)

0,8 0,69 0,64
8.Коэффицент автономии (отношение собственного капитала к итоговому баланса нетто) 0,87 0,86 0,36

После определения всех перечисленных показателей по всем фирмам рассчитываем рейтинговую оценку. Пусть стандартизированные показатели имеют вид:

Итоговые данные при определении финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы.

Таблица 3.6

  Показатели Фирмы Весовой коэффициент (Кi)
1.Чистая рентабельность (отношение чистой прибыли к величине активов) 1,14 0,58 0,58  
2.Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к величине собственного капитала) 1,33 0,95 1,03
3.Диведенды на 1акцию (приложения 2) 0,28 0,49 0,7
4.Чистая прибыль на 1р. объема продаж (приложение 2) 0,7 0,47 0,57
5.Отдача всех активов (объем продаж на 1р. активов предприятия) 0,54 0,46 0,2
6.Оборачиваемость дебиторской задолженности (объем продаж к величине дебиторской задолженности) 0,35 0,66 0,35
7.Коэффицент текущей ликвидности (отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам) 0,45 0,69 0,8
8.Коэффицент автономии (отношение собственного капитала к итоговому баланса нетто) 0,23 0,24 1,1
Итого 4,57 3,01 3,91 3,4 -

По каждой графе приводится сумма всех i-х показателей по столбцу (по каждой j-й фирме). Минимальным показателям является значение показателей 2 фирмы (расчет делался по разнице показателей (1-Хij)). Следовательно, эта фирма имеет наилучшее финансовое или конкурентоспособное состояние.

Завершает оценку конкурентоспособности фирмы сведение оценок всех трех составляющих и окончательное ранжирование фирм по местам.

Обобщение составляющих конкурентоспособности фирм.

Таблица 3.6

Составляющие оценки конкурентоспособности Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3 Фирма 4
Маркетинговая
Производственная
Финансовая

Фирма, имеющая большее количество первых мест, является наиболее конкурентоспособной. Места распределились следующим образом: 1-е место – 4 фирма;

2-е место – 3 фирма;

3-е место – 1 фирма;

4-е место – 2 фирма.

Заключение

В данной курсовой работе описана структура и рассмотрены показатели конкурентоспособности продукции и фирмы.

Курсовая работа состоит из трех разделов.

В первом разделе определена сущность конкуренции как экономической категории, ее особенности, описаны функции конкуренции, составлены три типа конкурентного поведения и виды конкуренции. Также рассмотрены различные подходы по изучению конкурентной среды, описана организованная система наблюдения за действиями конкурентов и три способа разрешения конфликтов между соперничающими фирмами: первый – на основе права; второй – на основе сотрудничества и третий – на основе конкурентной борьбы.

Во втором разделе изложены теоретические основы конкурентоспособности продукции и фирмы, рассмотрены наиболее широко используемые методы их оценки.

В третьем разделе приведены расчеты показателей конкурентоспособности продукции и фирмы.

Подводя итог, можно сказать, что благодаря данной курсовой работе были изучены теоретические знания о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также приобретены практические навыки оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.

Список используемой литературы

1. Баликоев В.З. Краткий курс экономической теории: Учеб. – М.: Менеджер, 2003. – 328 с.

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. Под ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

3. Вершинина Г.С., Заруева Л.В. Маркетинг: Метод. указания. – Новосибирск: НГАСУ, 2003 г. – 29 с.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», ноябрь 1995. – 702 с.

5. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева, В.Ф. Семенова, Д.Е. Сорокина. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС; 1999. – 640 с.

6. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие / М.Э. Портер; Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000. – 495 с.

7. О'Шонесси Дж. Кокурентный маркетинг: стратегический подход: Пер. с англ. / Дж. О'Шонесси; Под ред. Д.О. Ямпольской. – СПб.: Питер, 2002. – 864 с.

8. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 604 с.

9. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер . – СПб.: Питер, 1999. – 896 с.

10. Оценка конкурентоспособности строительного предприятия // Экономика строительства. – 1997. – № 4. – С. 44–52

11. Миньков В.П. Конкурентоспособность и качество продукции / Миньков В.П. – СПб.: Питер, 2004, - 245 с.

12. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учеб. / Р.А. Фат­­хутдинов. – М.: ЗАО "Бизнес-школа"; "Интел-Син­тез", 2000. – 640 с.

13. Маркетинг: Учеб. пособие / Под. ред. А.М. Немчина, Д.В. Ми­на­ева. – СПб.: Бизнес-пресса, 2001. – 512 с.

14. Курс экономической теории: Учеб. для вузов/ М.Н. Чепурин, С.Н. Ивашковский, Е.А. Киселева и др.; Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 5-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2003. – 832 с.

Наши рекомендации