Финансовая составляющая конкурентоспособности предприятия
Оценка финансовой составляющей конкурентоспособности предприятия может осуществляться по рейтинговой оценке в соответствии с формулой:
Рj =[(1-x1j)2+(1-x2j)2+...+(1-xnj)2]1/2,
где Рj - рейтинговая оценка финансового состояния организации;
x1j, x2j, ..., xnj– стандартизированные показатели j-й анализируемой организации.
Можно ввести весовые значения (назначаемые экспертом) показателей x1j, x2j, ..., xnj:
Рj =[ k1(1-x1j)2+ k2(1-x2j)2+...+kn(1-xnj)2]1/2
Под стандартизированными показателями понимают исходные показатели, приведенные в соразмеренный вид через построение матриц.
Исходные показатели выбираются из системы показателей, базирующейся на данных публичной финансовой отчетности. Такая система включает четыре группы показателей:
1. Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности.
2. Показатели эффективности управления.
3. Показатели оценки деловой активности.
4. Показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости.
,В данной работе берутся следующие показатели для расчетов Х1,…, Хn. Количество Показателей может быть больше или меньше, в зависимости от точности и достоверности информации. Все показатели имеют достаточно простой алгоритм расчета.
1-я группа:чистая рентабельность предприятия и рентабельность собственного капитала (чистая рентабельность равна отношению чистой прибыли к величине активов; рентабельность собственного капитала – это отношение чистой прибыли к величине собственного капитала);
2-я группа:чистая прибыль на 1 р. объема реализации и дивиденды на 1 акцию (;
3-я группа:отдача всех активов и оборачиваемость дебиторской задолженности;
4-я группа:коэффициент текущей ликвидности и коэффициент автономии.
Показатели | Фирмы | |||||
(отношение чистой прибыли к величине активов) | 0,03 | 0,07 | 0,05 | 0,05 | ||
2.Рентабельность собственного капитала
| 0,05 | 0,1 | 0,09 | 0,22 | ||
3.Диведенды на 1акцию (приложения 2) | 0,37 | 0,32 | 0,25 | 0,49 | ||
4.Чистая прибыль на 1р. объема продаж (приложение 2) | 0,15 | 0,3 | 0,2 | 0,18 | ||
(объем продаж на 1р. активов предприятия) | 0,22 | 0,23 | 0,27 | 0,3 | ||
6.Оборачиваемость дебиторской задолженности (объем продаж к величине дебиторской задолженности) | 1,2 | 0,85 | 1,6 | 1,2 | ||
(отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам) | 1,1 | 0,89 | 0,76 | 0,7 | ||
8.Коэффицент автономии (отношение собственного капитала к итоговому баланса нетто) | 0,6 | 0,69 | 0,59 | 0,25 |
Показатели | Фирмы | |||||
(отношение чистой прибыли к величине активов) | 0,43 | 0,71 | 0,71 | |||
2.Рентабельность собственного капитала
| 0,23 | 0,45 | 0,4 | |||
3.Диведенды на 1акцию (приложения 2) | 0,8 | 0,65 | 0,5 | |||
4.Чистая прибыль на 1р. объема продаж (приложение 2) | 0,5 | 0,67 | 0,6 | |||
(объем продаж на 1р. активов предприятия) | 0,73 | 0,77 | 0,9 | |||
6.Оборачиваемость дебиторской задолженности (объем продаж к величине дебиторской задолженности) | 0,75 | 0,53 | 0,75 | |||
(отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам) | 0,8 | 0,69 | 0,64 | |||
8.Коэффицент автономии (отношение собственного капитала к итоговому баланса нетто) | 0,87 | 0,86 | 0,36 |
После определения всех перечисленных показателей по всем фирмам рассчитываем рейтинговую оценку. Пусть стандартизированные показатели имеют вид:
Итоговые данные при определении финансовой составляющей конкурентоспособности фирмы.
Таблица 3.6
Показатели | Фирмы | Весовой коэффициент (Кi) | |||
1.Чистая рентабельность (отношение чистой прибыли к величине активов) | 1,14 | 0,58 | 0,58 | ||
2.Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к величине собственного капитала) | 1,33 | 0,95 | 1,03 | ||
3.Диведенды на 1акцию (приложения 2) | 0,28 | 0,49 | 0,7 | ||
4.Чистая прибыль на 1р. объема продаж (приложение 2) | 0,7 | 0,47 | 0,57 | ||
5.Отдача всех активов (объем продаж на 1р. активов предприятия) | 0,54 | 0,46 | 0,2 | ||
6.Оборачиваемость дебиторской задолженности (объем продаж к величине дебиторской задолженности) | 0,35 | 0,66 | 0,35 | ||
7.Коэффицент текущей ликвидности (отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам) | 0,45 | 0,69 | 0,8 | ||
8.Коэффицент автономии (отношение собственного капитала к итоговому баланса нетто) | 0,23 | 0,24 | 1,1 | ||
Итого | 4,57 | 3,01 | 3,91 | 3,4 | - |
По каждой графе приводится сумма всех i-х показателей по столбцу (по каждой j-й фирме). Минимальным показателям является значение показателей 2 фирмы (расчет делался по разнице показателей (1-Хij)). Следовательно, эта фирма имеет наилучшее финансовое или конкурентоспособное состояние.
Завершает оценку конкурентоспособности фирмы сведение оценок всех трех составляющих и окончательное ранжирование фирм по местам.
Обобщение составляющих конкурентоспособности фирм.
Таблица 3.6
Составляющие оценки конкурентоспособности | Фирма 1 | Фирма 2 | Фирма 3 | Фирма 4 |
Маркетинговая | ||||
Производственная | ||||
Финансовая |
Фирма, имеющая большее количество первых мест, является наиболее конкурентоспособной. Места распределились следующим образом: 1-е место – 4 фирма;
2-е место – 3 фирма;
3-е место – 1 фирма;
4-е место – 2 фирма.
Заключение
В данной курсовой работе описана структура и рассмотрены показатели конкурентоспособности продукции и фирмы.
Курсовая работа состоит из трех разделов.
В первом разделе определена сущность конкуренции как экономической категории, ее особенности, описаны функции конкуренции, составлены три типа конкурентного поведения и виды конкуренции. Также рассмотрены различные подходы по изучению конкурентной среды, описана организованная система наблюдения за действиями конкурентов и три способа разрешения конфликтов между соперничающими фирмами: первый – на основе права; второй – на основе сотрудничества и третий – на основе конкурентной борьбы.
Во втором разделе изложены теоретические основы конкурентоспособности продукции и фирмы, рассмотрены наиболее широко используемые методы их оценки.
В третьем разделе приведены расчеты показателей конкурентоспособности продукции и фирмы.
Подводя итог, можно сказать, что благодаря данной курсовой работе были изучены теоретические знания о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также приобретены практические навыки оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.
Список используемой литературы
1. Баликоев В.З. Краткий курс экономической теории: Учеб. – М.: Менеджер, 2003. – 328 с.
2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. Под ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2003. – 752 с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
3. Вершинина Г.С., Заруева Л.В. Маркетинг: Метод. указания. – Новосибирск: НГАСУ, 2003 г. – 29 с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», ноябрь 1995. – 702 с.
5. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева, В.Ф. Семенова, Д.Е. Сорокина. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС; 1999. – 640 с.
6. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие / М.Э. Портер; Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000. – 495 с.
7. О'Шонесси Дж. Кокурентный маркетинг: стратегический подход: Пер. с англ. / Дж. О'Шонесси; Под ред. Д.О. Ямпольской. – СПб.: Питер, 2002. – 864 с.
8. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 604 с.
9. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер . – СПб.: Питер, 1999. – 896 с.
10. Оценка конкурентоспособности строительного предприятия // Экономика строительства. – 1997. – № 4. – С. 44–52
11. Миньков В.П. Конкурентоспособность и качество продукции / Миньков В.П. – СПб.: Питер, 2004, - 245 с.
12. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учеб. / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО "Бизнес-школа"; "Интел-Синтез", 2000. – 640 с.
13. Маркетинг: Учеб. пособие / Под. ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. – СПб.: Бизнес-пресса, 2001. – 512 с.
14. Курс экономической теории: Учеб. для вузов/ М.Н. Чепурин, С.Н. Ивашковский, Е.А. Киселева и др.; Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 5-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2003. – 832 с.