Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

Группа – два или более лиц, взаимодействующих между собой таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. Группы на производстве делят на формальные и неформальные.Формальные группы — это группы, имеющие юридический статус, создаваемые руководством для закрепления раз деления труда между подразделениями и улучшения организации труда. Роль, место в организации, функции, права, ответственность таких групп определены в нормативных документах типа «Положения о подразделении», в инструкциях, распоряжениях руководства.

По признаку выполнения формальной группой общественно значимой работы выделяют понятие трудовой коллектив.

Наряду с понятием группы используется понятие команда. которое включает и формальную группу, и рабочую группу. достигшую высшего уровня сплоченности, действующую как новая система, единая общность, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп при отсутствии их недостатков, обеспечивается наиболее эффективное достижение результатов организации и удовлетворение личных и социальных потребностей членов команды. Такое понятие больше соответствует понятию «команда мечты», к формированию которой должен стремиться любой лидер. В команде мечты практически полностью реализуется групповой потенциал, а ее деятельность продуктивна.

Рабочие группы, советы директоров, матричные подразделения, департаменты, отделы, отделения, филиалы, проектные группы, бригады, команды разного вида и предназначения и т. п. — все это разновидности формальных групп, трудовых коллективов.

Неформальные группы образуются спонтанно для удовлетворения тех индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам не удовлетворяются в рамках формальной группы, — потребности в причастности, в понимании причин принимаемых решений, потребности в защите, и участии, в общении, в информации. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации.

К основным характеристикам групп относят их состав,структуру, групповые процессы, групповые ценности, систему норм, санкций.Состав группы зависит от ее вида и может быть описан набором тех или иных характеристик, параметров. Структура группы в зависимости от целей исследования и факторов, выделяемых в качестве существенных, может быть описана со стороны коммуникаций, реализации отношений «власть—подчинение», предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, материальных и документальных потоков в группе в процессе совместного труда и т. п.

Групповые процессы — это процессы коммуникации, интеракции (связанные с взаимоотношениями, т. е. с определением статуса, роли членов группы и их изменением), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а также организационные процессы — образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство организация совместной деятельности, принятие решений.

Групповые нормы — это элементы групповой культуры, нормы и правила должного, с точки зрения группы, поведения для каждого статусного уровня, а зачастую и для каждого члена группы.

Состав группы, происходящие в ней процессы и групповые нормы определяют потенциал группы. Выявление потенциала группы и степени его использования составляет серьезную проблему для руководителя организации, лидера группы и ее членов.

По отношению к личности группа может играть как положительную, так и отрицательную роль. Если группа обеспечивает удовлетворение потребностей личности, а установленный группой статус соответствует ожиданиям личности, это можно считать положительным моментом в развитии личности (профессиональном, социальном, культурном, физическом и т. д.). Если этого не наблюдается, возможна деградация личности, искажение развития, конфликт между личностью и группой.

Улучшению производственных показателей команды способствуют два типа продуктивных ролей: роли, способствующие выполнению задания (ориентированные на задачу), и роли, направленные на формирование отношений (ориентированные на отношения). В небольших группах члены команды зачастую выполняют целый комплекс ролей, хотя обычно человек имеет достаточно четкую склонность к одной-двум ролям, и они у него получаются лучше всего.Роли, ориентированные на задачу, связаны с выполнением задания и достижением поставленных перед командой результатов или целей. К числу наиболее распространенных вариантов ролей, ориентированных на задачу, относятся выдача указаний, поиск информации, предоставление информации, разработка решений, подталкивание, мониторинг, анализ процесса, опытная проверка, принуждение к конструктивной работе, подведение итогов.Роли, ориентированные на взаимоотношения, в центре внимания держат межличностные аспекты команды. Они помогают членам команды чувствовать себя хорошо друг с другом, получать удовольствие от работы в команде и поддерживают легкость в отношениях. Непродуктивные роли препятствуют команде или ее членам достичь того, чего они могли бы достичь, и способны полностью подорвать мораль и единство команды, вследствие чего их принято именовать блокирующими. В числе блокирующих ролей называют доминирование, чрезмерную склонность к анализу, пассивность, отвлечение внимания, непродуктивная критика, поспешность в принятии решений, выдача мнения за факты, уклонение от темы, переход на личности, использование служебного положения, преследование своих целей, манипуляции и т. п.

Этапы развития группы и поведение лидера. В теории Б. В. Такмана групповая структура является результатом одновременно как действий, нацеленных на решение задач, так и действий, связанных с существованием. Теория основана на предположении, что группа, прежде чем перейти к следующей стадии, должна полностью и успешно прожить предыдущую и каждый такой переход связан с риском возвращения на более ранний этап развития.

Формирование. Когда члены группы только начинают работать вместе они вежливы и занимают выжидательную позицию, следя за развитием событий. Их социальные контакты в основном ограничены общением с двумя или тремя сотрудниками. Возникает необходимость в ясности и предполагается, что лидер группы предложит прояснить положение дел. На стадии формирования очень высока независимость сотрудников.

Бурление. На этой стадии появляются результаты индивидуальных исследований и оценки того, что происходит в группе (каждый определяется сам по себе). Нередко происходят личные конфликты по поводу функций и ответственности. Члены группы начинают конкурировать за положение и статус. Атмосфера может стать враждебной из-за непринятия индивидуальных различий. Жесткой атаке подвергается лидер, однако группа все еще зависит от него, хотя ее члены стремятся показать свою независимость. Чтобы перейти к следующей стадии, главной задачей лидера становится сглаживание конфликта, обучение/тренировка группы ведению диалога и развитие взаимопонимания.

Упорядочивание. Противоположности и различия между членами группы помогают лучше понять друг друга. Члены группы начинают признавать мнения и взгляды, отличные от своих. Между ними происходит обмен информацией, и растет чувство разделенной ответственности. Сотрудничество является основной чертой группы, и практически все принимают возникающие модели сотрудничества. Решения принимаются на основании консенсуса. Сплоченность группы растет, и, освободившись от имевшегося напряжения, группа получает удовольствие от совместной работы. В конце этой стадии может возникнуть ощущение разочарования как следствие существовавшего восхищения и реакция на власть. Группа начнет бороться со своим лидером, чтобы стать независимой и установить свои нормы. Лидеру не следует идти в контратаку, а напротив, необходимо поощрять группу, определить новые стандарты (в разумных пределах), помочь ей перейти к следующему этапу.

Продуктивность. На этой стадии развития группы достигается самая высокая производительность. Работа группы постоянно обсуждается. Группа стремится к улучшениям, чтобы повысить свою производительность. Здесь можно говорить об общем признании правил в том смысле, что члены группы положительно оценивают свои собственные, характерные для нее таланты и ограничения. Каждый ее член, включая и лидера, имеет согласованную с другими роль.

Роспуск. Время существования группы ограничено. Со временем одни члены группы уходят, и на их место приходят другие. Изменение состава группы часто означает возвращение на более раннюю стадию развития. Степень перехода зависит от объема перемен. Изменение в составе группы дает ей возможность оставаться открытой для новых идей. Новые члены часто вносят «свежие» предложения, так как они не связаны с нормами или порядком, ранее разработанными группой. Они предлагают пересмотреть привычный, старый режим работы и, таким образом, дают возможность группе не прекращать учиться новому.

Наши рекомендации