Обратная зависимость между спросом и ценой была названа законом спроса
Аргументируем закон спроса.
1. Рыночные исследования позволяют доказать закон спроса эмпирически. Изучение рыночных тенденций свидетельствуют, что потребители покупают товар в большем количестве при понижении цены и в меньшем - при повышении цены.
2. Принцип убывающей предельной полезности. Данный принцип, известный нам из теории потребительского выбора, заставляет производителей идти на снижение цены с целью увеличения объемов реализации.
3. Эффект дохода. При снижении цены товара возможно приобрести большее количество данного товара. Покупательная способность в данном случае увеличивается несмотря на отсутствие повышения заработной платы.
4. Эффект замещения. При снижении цены, товар становится дешевле относительно других товаров. Потребители подобных товаров, производимых другими предприятиями, могут переключиться на подешевевший товар.
Однако, несмотря на достаточно убедительную аргументацию, закон спроса может и не действовать.
Закон спроса не действует в следующих условиях. Ажиотажный спрос.
Ажиотажный спрос проявляется в условиях инфляции или дефицита товара.
Потребители обеспокоены ожиданием резкого повышения цен в ближайшем будущем и предпочитают обзавестись товаром или запасами товаров, несмотря на текущий рост цен.
В условиях дефицита товара потребители готовы приобрести желаемую вещь за цену, превышающую рыночную.
Желание покупать товары, несмотря на рост цен, провоцирует инфляционную спираль и еще более ухудшает ситуацию на потребительском рынке.
Однако возможна и обратная ситуация. Ее характеризовал Артур Пигу (18__-1959). В экономической литературе она получила название эффекта реальных кассовых остатков или эффекта Пигу. Ее суть заключается в том, что скачок цен может не вызвать увеличения спроса.
Покупатели предполагают, что скачок цен представляет собой кратковременное явление и вскоре последует снижение цен. Соответственно необходимо просто переждать неблагоприятную тенденцию. Исходя из этого, потребители откладывают покупки на будущее. Это приводит к сокращению спроса, что провоцирует снижение цен. Но данный эффект действует лишь в условиях отсутствия инфляционных ожиданий. Кроме того необходима определенная гибкость цен и процентных ставок.
Редкость товара.
Существуют товары, которые покупаются вне зависимости от изменения цен. Эти товары привлекают потребителя в силу их редкости. Это раритеты. В них вкладывают деньги. Поэтому, несмотря на рост цен в силу инфляционных ожиданий высокообеспеченные люди не сокращают, а наоборот увеличивают спрос на данные товары, рассматривая их приобретение как способ уберечь деньги от инфляции.
Эффект дохода.
Повышение дохода дает возможность не только увеличить потребление количественно, но и качественно. Это означает, что потребитель переходит на употребление более дорогих продуктов питания и одежды. Снижение цены на маргарин или одежду на рынке не побуждают потребителя к покупке данных товаров.
На спрос влияют разнообразные неценовые факторы: изменения в доходах, изменения в структуре населения, мнения окружающих потребителя людей, экономическая политика правительства, мода, реклама.
Выделяют понятия «изменение спроса» и «изменение величины спроса».
Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.
Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.
Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.
Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:
· эластичность спроса по цене;
· эластичность спроса по доходу;
· эластичность предложения по цене;
· перекрестная эластичность спроса по цене;
· точечная эластичность спроса;
· дуговая эластичность спроса;
· эластичность соотношения цен и заработной платы;
· эластичность технического замещения;
· эластичность прямой линии.
Формы эластичности. Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:
· эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;
· неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;
· единичная эластичность спроса (ED =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;
· совершенно эластичный спрос (ED = ~). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;
· совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.
Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов.
Нельзя отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо это разные понятия. Различия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса.
Мы видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, расположенной посередине, эластичность спроса равна единице.
Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.
Эластичность предложения выступает в следующих основных формах:
· эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна для долгого периода;
· неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода;
· абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;
· абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.
Основные формы перекрестной эластичности спроса:
· положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;
· отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;
· нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.
Основные формы эластичности спроса по доходу:
· положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;
· отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ;
· нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.
Основные формы использования эластичности в микроэкономическом анализе:
· анализ поведения потребителя;
· определение ценовой политики фирмы;
· определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль;
· выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения;
· разработка структуры налогообложения;
· прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.