Поисковое исследование
Общая цель поискового исследования состоит в том, чтобы достичь понимания проблемы и выработать какие-то идеи. Оно используется для следующих целей:
ü Формулирование проблемы для более точного исследования;
ü Выдвижение гипотезы;
ü Установления приоритетов будущего исследования;
ü Сбор информации по практическим вопросам выполнения исследования в конкретных направлениях;
ü Увеличение степени осведомленности аналитика о проблеме.
Поисковые исследования редко используют подробную анкету или включают в себя план вероятностной выборки. Хотя поисковое исследование может проводиться разными путями, опыт показывает, что работа с литературой, экспертные опросы, фокус-группы и анализ избранных случаев являются особо продуктивными.
Работа с литературой – поиск данных по текущей проблеме в статистических источниках, экономических журналах, других изданиях, газетах и книгах. Это один из быстрых и наиболее дешевых путей для выдвижения гипотез.
Экспертный опрос – интервью с людьми, хорошо разбирающимися в предмете исследования. Это ключевые информационные беседы, в процессе которых можно получить опыт и знания от тех, кто знаком с общим предметом исследования.
При проведении исследования, связанного с продвижением товара на рынок, каждый кто имеет какое-то отношения к маркетинговым усилиям, является потенциальным источником информации. Это может быть высшее руководство компании, торговые менеджеры, менеджеры по отдельным товарам, торговые агенты. Сюда также относятся оптовые и розничные продавцы, которые распространяют продукт наравне с потребителями, которые этим товар пользуются.
Фокус-группа – личное собеседование, одновременно проводимое с небольшим количеством людей; интервью больше рассчитано на групповую дискуссию, чем на прямые вопросы, для получения информации. Это полезный метод получения идей и предложений. (группа: 6-10 человек, длительность: несколько часов, начинается с простых общих вопросов, переход к более точным вопросам, задача модератора – сфокусировать внимание участников на теме интервью, беседы + дискуссии, ведется запись для дальнейшего анализа).
Меньшие группы легко подчиняются мнению 1 или 2 человек; в больших по размеру группах могут установиться беспорядок и путаница, в связи с тем, что люди должны будут долго ждать возможности ответить или поучаствовать в обсуждении. Респонденты отбираются таким образом, чтобы группы были однородными, с минимальной возможностью конфликтов между членами группы по вопросам, не относящимся к предмету исследования, различиями в восприятии, опыте и способности к разговору. Слишком большие различия в этих вопросах могут привести к тому, что участники почувствуют угрозу со стороны других и дискуссия свернется
Состав фокус-группы должен быть достаточно гомогенным, но фирме необходимо получить широкий спектр точек зрения, поэтому необходимо проводить несколько групп. Идеи, выдвинутые в одной из групп, могут быть предложены на обсуждение другой группе.
Современные тенденция состоит в том, чтобы размещать фокус-группы в специально отведенных для них местах. Технология видеоконференции позволяет участникам из разных мест находиться в интерактивной связи друг с другом.
Модератору принадлежит ключевая роль в фокус-группе. Модератор обычно вбрасывает объект исследования в русло дискуссии. Чтобы сделать это, необходимо понимать основы проблемы и ту наиболее важную информацию, которую клиент рассчитывает получить в результате процесса исследования. Модератор должен знать все аспекты фокус-групп касательно состава участников. Он должен вести процесс обсуждения так, чтобы затронуть все объекты и задачи исследования, и делать это так, чтобы взаимодействие между членами группы стимулировалось и поощрялось. Работа модератора не должны свестись в последовательным ответам каждого из респондентов на предварительно составленный список вопросов.
Руководство фокус-группами по вопросам промышленных товаров значительно более трудное, чем руководство группами по потребительским товарам. Модератор при обсуждении потребительских товаров обычно что-то знает о продукте или услуге, которая обсуждается. Кроме всего, модераторы сам выступают как потребители. С промышленными товара все сложнее, так как необходимо предварительная подготовка, которая может быть очень длительной и более детальной.
Критерии хорошего модератора фокус-группы:
- быстрая обучаемость – уметь быстро обучаться и совмещать новый материал со своим нормальным образом мышления и своим словарем. Должен быть способен быстро содержание выступления заказчика и понять, что клиент хочет получить от проведения исследования. Должен быть способен быстро понять и использовать исходные данные от группы.
- «дружественный» лидер – модератор должен установить контакт с группой респондентов достаточно быстро (в пределах 10 минут). Должен представить перед группой в качестве авторитетной фигуры, с ним должно быть приятно вести разговор.
- хорошо осведомленный – модератор должен сообщить группе, что он имеет представление о предмете исследования, но не является экспертом по этой проблеме. Если участники группы поймут, что модератор эксперт, то они скорее будут задавать вопросы, чем выдавать ответы или обсуждать собственные взгляды.
- превосходная память – модератор должен иметь хорошую память, чтобы быть способным связать вместе высказывания, которые были сделаны во время каждой части обсуждения. Должен быть способен помнить ключевую информацию, высказанную каждым из частников в течение сессии.
- хороший слушатель – модератор должен обладать способностью запоминать основную информацию, которую индивидуальные участники высказывали в течение групповой дискуссии и способностью выслушивать все, что люди говорят, как по содержанию, так и для конкретного использования.
- помощник, но не солист – задача группы состоит в том, чтобы обеспечить получение сведений от участников, а не работать для клиентов, которые наблюдают за процессом собеседования. В процессе работы модератор должен использовать юмор, чтобы работа в фокус-группе не показалась для респондентов скучным занятием.
- гибкость – должен быть гибким в течение работы группы в отношении направления обсуждения. Некоторые стараются добиться того, чтобы каждый вопрос повестки дня был полностью исчерпан, перед тем как перейти к следующему вопросу, этим нарушая естественный ход группового обсуждения. Повестка дня является просто указанием для работы, и очень часто будет более эффективным от установленного заранее порядка, чтобы получить дополнительную информацию по обсуждаемой тематике.
- понимание – модератор должен быть понимающей личностью. Должен быть способен с пониманием отнестись к нервозности, которую испытывают некоторые респонденты из-за того по ходу беседы.
- способность мыслить «крупным планом» - модератор должен быть способным отделить важные наблюдения на групповой сессии от менее значимых выводов. В заключительной части каждой групповой сессии модератор должен быть способен свести воедино все полученные результаты и быть способным сообщить их клиенту.
- хорошо владеть письменной речью – большинство клиентов требуют письменных отчетов, которые суммируют результаты обсуждений. Модератор должен быть способен в письменном виде изложить ясные, последовательные краткие резюме фокус-групп, чтобы предоставить клиентам значимые и ориентированные на практическое применение выводы и рекомендации.
Фокус-группы являются одним из наиболее часто используемых методов маркетинговых исследований: они могут оказаться продуктивными в достижении многих целей:
ü Выдвижение гипотез, которые в дальнейшем могут быть проверены количественно;
ü Предоставление информации, которая может оказаться полезной при создании опросной анкеты;
ü Предоставление дополнительной базовой информации по товарным категориям;
ü Высказывание впечатлений, касающихся нового продукта;
ü Ознакомление с запросами потребителей и мотивами их поведения;
ü Изучение эмоциональной и поведенческой реакции на определенные виды продукции/рекламы и т.д.
Плюсы:
+ возможность снизить затраты средств и времени при небольшой выборке;
+ большая свобода респондентов;
+ максимальная возможность для свободной генерации новых идей;
+ разнообразие направлений использования данного метода;
+ возможность изучать респондентов, которые в более формальной ситуации не поддаются изучению;
+ возможность для заказчика принимать участие на всех этапах исследования.
Минусы:
- трудность в обобщение результатов;
- оказание большого влияния респондентов на интервьюера;
- большая свобода респондентов;
Анализ избранных случаев – интенсивное исследование отобранных примеров интересующего явления. Исследователи могут проверять существующие записи, наблюдать, как действует феномен исследования, проводить неструктурированные интервью, чтобы проанализировать, что в действительности произошло в данной ситуации. Фокус может быть обращен как на отдельных людей, так и на группы торговых агентов или дистрибьюторов в различных регионах.
Этот метод характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, отношение исследователя является ключевым моментом. Наиболее продуктивное отношение – это отношение настороженной восприимчивости, поиска объяснений в большей степени, чем их проверка. Исследователь должен быть готов осуществлять частые изменения, как только появляется новая информация. Во-вторых, успех метода зависит от того, насколько хорошо исследователь сможет интегрировать различные куски информации. Этот метод характеризуется его интенсивностью. Аналитик пытается получить достаточную информацию для того, чтобы охарактеризовать общие и уникальные особенности изученного случая.