Виды маркетинговых исследований

Вид маркетингового исследования зависит от специфических признаков маркетингового исследования. Различают прикладные и фундаментальные исследования. Зависимость признака с видом исследования показаны в таблице 2.2.

Таблица 2.2. «Виды маркетинговых исследований»

Классификационный признак Виды исследований
Уровень постановки проблемы Прикладные Фундаментальные
Этап изучения проблемы Поисковые Описательные Пояснительные
Источник информации Первичные (полевые) Вторичные (кабинетные)
Периодичность проведения Разовые (специальные) Постоянные
Области использования результатов Стандартные (синдицированные)
Степень охвата Сплошные Выборочные
Уровень измерительной «точности» Качественные Количественные
         

маркетинговый исследование кабинетный полевой

Количественные исследования – это описание проблемы в числовом выражении. Данные, как правило, представляются в виде таблиц и графиков.

Качественные исследования имеют общую цель – выявить проблемы и/или объяснить наблюдаемые явления. С их помощью можно определить различные побудительные мотивы действий потребителей.[24]

Так же вид проводимого маркетингового исследования зависит от применяемых методов и используемых источников информации (первичных или вторичных). Исследования делятся на:

· кабинетные (вторичные);

· полевые (первичные);

Рассмотрим эти виды исследований более подробно.

Кабинетные исследования

Именно с них имеет смысл начинать любое маркетинговое исследование. В таких исследованиях используется информация, которая уже кем-то собрана. Задачей исследования является ее изыскание, классификация и обработка с целью получения результатов, необходимых для принятия конкретного управленческого решения.

Источниками информации при проведении кабинетных исследований выступают:

· Публикации производителей, СМИ, правительства.

· Законодательство: федеральные законы; местные законы.

· Электронные источники: базы данных; сайты электронных СМИ; новостные ленты информационных агентств.

· Государственные органы: министерства; производственные объединения; местные администрации; ассоциации.[25]

Кабинетное исследование широко применяется для выявления узких мест в системе управления маркетингом, определения стратегических ниш, оптимизации документооборота и т.п. Анализ проводят опытные специалисты в области менеджмента, маркетинга, финансового и бухгалтерского анализа.[26]

Кабинетные исследования реализуются в два этапа:

1. Этап постановки проблемы:

1.1. Формулирование решаемой маркетинговой проблемы;;

1.2. Постановка информационных задач, связанных с решением маркетинговых задач;

1.3. Уточнение возможных способов и источников получения информации для каждой информационной задачи;

1.4. Определение бюджета информационного поиска.

2. Рабочий этап:

2.1. Сбор информации в выявленных вторичных документах;

2.2. Предварительный анализ вторичной информации;

2.3. Сбор информации в выявленных первичных документах;

2.4. Обобщение информации из первичных источников и документов;

2.5. Анализ собранной информации;

2.6. Формирование выводов и рекомендаций;

2.7. Подготовка информационного отчета по исследуемой проблеме.

Главными полезными свойствами кабинетных исследований являются:

- концентрация рассредоточенной информации;

- создание комфортных условий использования.[27]

Полевые исследования

Исследования этого типа проводятся, когда данных, получаемых в результате кабинетных исследований, оказывается недостаточно. Эти исследования подразумевают непосредственную работу с потребителями, дилерами и даже конкурентами, направленную на получение необходимой информации.

В зависимости от применяемого подхода полевые исследования подразделяются на:

1) полные - опрашивается вся совокупность потребителей, имеющихся на рынке. С одной стороны, полные исследования дают самую точную информацию, с другой стороны, при увеличении количества респондентов затраты очень быстро возрастают;

2) частичные - охватывается не вся совокупность потребителей (генеральная совокупность), а некоторая их часть (выборка).[28]

Основными методами получения первичной информации при полевом исследовании являются: наблюдение, эксперимент и опрос.

1. Метод наблюдения. Описательное исследование, при котором действия респондента отслеживаются без прямого контакта с ним. Снятие информации идет в естественных условиях. Например, с его помощью можно оценивать половозрастной состав посетителей магазинов, частоту и ассортимент покупаемых товаров.[29]

2. Метод эксперимента. Это метод применятся для количественной оценки причинно-следственных связей. Исследователь изменяет один или несколько переменных параметров и одновременно наблюдает за тем, как это изменение влияет на другой зависимый параметр. Позволяет выявить реальную реакцию потенциальных потребителей или иных групп людей на определенные факторы или их изменения.[30]

Существует два вида экспериментов:

· Искусственное моделирование ситуации;

· Эксперимент в реальных рыночных условиях.

3. Опрос. Наиболее универсальный, эффективный и распространенный метод исследования. При проведении опроса интервьюер обращается к респондентам для того, чтобы узнать факты, мнения и настроения путем непосредственного или телефонного общения, либо с помощью анкет.[31]

А) Анкетный опрос. Это не просто перечень вопросов, а весьма тонкий и гибкий инструмент, требующий тщательной проработки. Процедура такого опроса предусматривает следующие этапы:

· Определение цели опроса;

· Разработка бланка (типа) анкеты и метода действия;

· Определение численности респондентов и способа их отбора;

· Проведение опроса;

· Анализ результатов опроса и составление отчета.[32]

Б) Интервью. Интервью проводят на этапе поисковых исследований. Прежде чем переходить к сбору статистических данных о рынке, необходимо очертить круг наиболее значимых вопросов.

В) Телефонный опрос. Наиболее простое дешевое и удобное средство скорейшего сбора информации. К недостаткам следует отнести ограниченное число достаточно простых вопросов, требующих однозначных ответов.

Г) Почтовый опрос. Простое средство достижения контакта с лицами, которые либо не соглашаются на личную встречу, либо не хотят, чтобы на их ответах невольно сказывалось влияние интервьюера. К недостаткам можно отнести низкий процент получения заполненных анкет.[33]

Из данного исследования можно сделать вывод: маркетинговые исследования – это не просто выявление желаний покупателей, но это сбор информации о состоянии и перспективах рынка, о конкурентах (ассортимент, цены, маркетинговая политика). Полнота и актуальность маркетинговой информации в значительной степени определяют успех компании на рынке.

Эффективные решения не могут основываться на интуиции или простых рассуждениях. Без планирования маркетинга компании не могут достичь устойчивого преимущества на своих рынках. Без маркетинговых исследований невозможно принятие эффективных стратегических решений в области маркетинга.

Список литературы

1. Годин А.М., Маркетинг. Москва 2008.

2. Маслова Т.Д., Ковалик Л.Н., Божук С.Г. М31 Маркетинг. СПб: Питер, 2001.

3. Барышев А.Ф., Маркетинг. ACADEMA, 2007.

4. Немчин А.М., Минаев Д.В., Маркетинг. Учебное пособие. «Бизнес-пресса».

5. Глушенко В. В. Менеджмент. Системные основы. – М.: НПЦ Крылья, 2009.

6. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов – М.: ИНФРА-М, 2000.

7. Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований// Маркетинг, №3, 2004.

8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2000.

9. Горелова А. Маркетинговое исследование: многоаспектный взгляд// маркетинг, № 6, 2000.

10. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. – М.: Прогресс,2009.

11. Карпов В. Маркетинговое исследование рынка// Маркетинг, №2, 2004.

12. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.

13. Интернет-ресурс: http://www.mediapartner.biz/marketing/

14. Интернет-ресурс: http://www.marketing.spb.ru/

15. Интернет-ресурс: http://www.4p.ru/ (журнал Маркетинг)

16. Интернет-ресурс: http://marketingclub.ru

[1] Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. – М.: Прогресс,2009.

[2] Годин А.М., Маркетинг. Москва 2008.

[3] Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов – М.: ИНФРА-М, 2000.

[4] Маслова Т.Д., Ковалик Л.Н., Божук С.Г. М31 Маркетинг. СПб: Питер, 2001.

[5] Горелова А. Маркетинговое исследование: многоаспектный взгляд// маркетинг, № 6, 2000.

[6] Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2000.

[7] Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.

[8] Немчин А.М., Минаев Д.В., Маркетинг. Учебное пособие. «Бизнес-пресса».

[9] Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований// Маркетинг, №3, 2004.

[10] Интернет-ресурс: http://www.mediapartner.biz/marketing/

[11] Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2000.

[12] Глушенко В. В. Менеджмент. Системные основы. – М.: НПЦ Крылья, 2009.

[13] Интернет-ресурс: http://www.4p.ru/

[14] Карпов В. Маркетинговое исследование рынка// Маркетинг, №2, 2004.

[15] Горелова А. Маркетинговое исследование: многоаспектный взгляд// маркетинг, № 6, 2000.

[16] Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов – М.: ИНФРА-М, 2000.

[17] Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.

[18] Немчин А.М., Минаев Д.В., Маркетинг. Учебное пособие. «Бизнес-пресса».

[19] Маслова Т.Д., Ковалик Л.Н., Божук С.Г. М31 Маркетинг. СПб: Питер, 2001.

[20] Годин А.М., Маркетинг. Москва 2008.

[21] Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов – М.: ИНФРА-М, 2000.

[22] Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. – М.: Прогресс,2009

[23] Маслова Т.Д., Ковалик Л.Н., Божук С.Г. М31 Маркетинг. СПб: Питер, 2001.

[24] Глушенко В. В. Менеджмент. Системные основы. – М.: НПЦ Крылья, 2009.

[25] Интернет-ресурс: http://www.marketing.spb.ru/

[26] Карпов В. Маркетинговое исследование рынка// Маркетинг, №2, 2004.

[27] Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2000.

[28] Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.

[29] Барышев А.Ф., Маркетинг. ACADEMA, 2007.

[30] Глушенко В. В. Менеджмент. Системные основы. – М.: НПЦ Крылья, 2009.

[31] Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов – М.: ИНФРА-М, 2000.

[32] Маслова Т.Д., Ковалик Л.Н., Божук С.Г. М31 Маркетинг. СПб: Питер, 2001

[33] Интернет-ресурс: http://www.mediapartner.biz/marketing/

Наши рекомендации