На основе структурных характеристик
На основе структурных характеристик оценка объемов рынка проводится в масштабах страны и регионов. Расчеты производятся на основе данных государственной статистики и базируются на формуле:
где V – емкость рынка;
Q – производство товаров;
Z – остаток товарных запасов;
E – экспорт;
I – импорт .
Поскольку у нас в стране размеры экспортно-импортных операций искажаются, объемы производства не редко занижаются, полученная с помощью этого метода информация отличается неточностью и неполнотой. Тем не менее, метод используется достаточно часто: он удобен, понятен и пригоден в ситуациях, когда оценить объем рынка иным способом невозможно.
По объемам производства
Обычно оценка размера рынка на основании данных о производстве делается в масштабах страны. В основном для этого используются статистические данные, проводить полевые исследования чаще всего не требуется. Расчет размера рынка с учетом всех главных производителей:
где Е – ёмкость рынка,
Еi – объемы производства i-го предприятия
Результаты, полученные с помощью этого метода, достаточно точны, особенно если рынок прозрачен, обслуживается немногими игроками, а объем экспортно-импортных операций незначителен или легко определяется. Таковы в России рынки сырья, оборудования, легковых автомобилей, капитального строительства.
Сложнее посчитать рынки строительных материалов, одежды и обуви, мебели, мобильных телефонов. Здесь велика доля теневой экономики, популярен "серый" импорт, размеры производства скрываются, но в последние годы крупные компании, заботясь о своем имидже, стали все чаще показывать реальные объемы производства. Расчет объема рынка проводится с выборочным учетом основных производителей. Правильная выборка – основа точности расчета, поэтому следует делать равномерную выборку по всем категориям. Формула для расчета:
,
где P1, P2,…, Pi – объемы производств отдельных выборочных, наиболее характерных предприятий внутри каждой категории производителей;
К1, К2, …, Кi – количество предприятий внутри каждой группы производителей.
Еще сложнее оценить рынок услуг. Никто не знает, какую часть от реально заработанных денег официально декларируют учебные заведения, медицинские учреждения, салоны красоты, спортивно-оздоровительные комплексы. Так, на рынке услуг такси Москвы доля нелегальных извозчиков составляет 90%, и оценить его реальные размеры можно только приблизительно[79].