Вопрос. Политика и методы закупок
Политика производственного предприятия в области закупок и поставок — это основные направления, цели и задачи предприятия в области материально-технического обеспечения производства, сформулированные и принятые его руководством.
Главная функция службы закупок – это заключение контрактов с выбранными внешними продавцами (поставщиками) товаров и услуг.
Рентабельность использованного капитала — это основное требование предприятия, которое стремится надолго остаться на рынке. Она обусловливается (формируется) эксплуатационными затратами, затратами на финансовые и фискальные (налоговые) обязательства, она особенно сильно зависит от удельного веса того, что предприятие приобретает в качестве исходного продукта для дальнейшей переработки и использования.
Основные стратегические установки гендирекции для службы маркетинга и службы закупок:
1) политика компенсаций;
2) решение о покупках на открытых или закрытых рынках;
3) географическое пространство рынка закупок;
4) выбор из множества технологий производства одного и того же продукта;
5) количество каждого закупаемого продукта;
6) серьезность рисков, которые предприятие (в лице гендирекции) согласно принять и от которых готово отказаться;
7) оценка скорости технологического прогресса в закупаемой продукции.
С учетом этих стратегических установок гендирекции и имея обусловленную соответствующими документами свободу действий, служба маркетинга предприятия должна выполнять на рынке ТПН следующие прямые функции по закупкам и поставкам:
1) исследования рынка продавцов;
2) выбор потенциальных поставщиков;
3) предварительные переговоры и определение цены закупки;
4) оценка потенциальных поставщиков на предмет стандартизации и унификации материалов и процедур, тарифов и услуг;
5) проведение предварительного выбора отправителей и анализ видов транспорта по затратам и функционированию.
Обобщенные результаты исследований в виде SWOT-анализа поступают от маркетинговой службы в гендирекцию и во все структурные подразделения предприятия, при их одобрении реализуются службой закупок. Служба закупок проводит оформление заказов иконтроль за их продвижением, оценку обслуживания — проверку счетов-фактур (инвойсов), документально закрепляет графики закупок/поставок.
Политика закупок нацелена также на установление исохранение долгосрочных связей с поставщиками, и предприятие должно быть лояльно к своим поставщикам до тех пор, пока они надежны. В результате очень часто между ними устанавливаются партнерские отношения, которые предполагают совместную разработку взаимовыгодных целей, призванных сократить издержки и/или повысить потребительскую ценность товаров и услуг, поставляемых конечному потребителю.
Методы закупок:
1. Централизованная система закупок подразумевает наличие единственной службы, ведущей закупки для всех входящих в компанию предприятий и учреждений, т.е. централизованную службу закупок.
Выгоды централизации:
1. Наличие компетентных специалистов, строго ограниченного контингента ведущих переговоры.
2. Возможность одновременной закупки больших партий однородных товаров для всех подразделений компании.
3. Контроль за ходом выполнения контрактов, договоров о поставках и т.д. идет через единый центр.
4. Возможность сокращения числа поставщиков.
Недостатки централизации:
1. Невозможность иметь большое количество поставщиков и «объемлющую информацию» о рынке данного товара.
2. Трудности в осуществлении местных закупок расходных материалов вследствие того, что входящие в компанию предприятия могут быть расположены далеко от службы закупок.
2. Децентрализация закупок — это система закупок и поставок, при которой каждое предприятие, организация, учреждение, входящие в состав корпорации (объединения), имеют собственную службу закупок.
Выгоды децентрализации:
I. Упрощение процедуры заключения контрактов — прямой контракт «закупщик — поставщик».
2. Центр закупок находится близко от места выпуска продукции, т.е. хорошее знание службой закупок проблем своего предприятия, что обеспечивает гармонию закупок и производства.
3. Систематическое пользование услугами местных поставщиков.
4. Возможность оперативного реагирования на проблемы и любые чрезвычайные ситуации.
Недостатки децентрализации для корпорации в целом следуют из ее выгод.
3. Эксцентрализация — это смешанная система закупок, суть которой состоит в распределении закупок одинаковой продукции между различными предприятиями, входящими в объединение, в целях обеспечения этой продукцией всего объединения.
Преимущества эксцентрализации:
1. Возможность службы закупок каждого входящего в объединение предприятия сконцентрироваться на всестороннем изучении рынка только ограниченной номенклатуры необходимых объединению товаров.
2. Наличие существенного преимущества перед конкурентами на переговорах с поставщиками вследствие больших объемов закупок.
3. По итогам закупки для всех каждое предприятие, входящее в объединение, устанавливает свой, наиболее удобный график поставок.
Резюмируя изложенное выше, о покупательском поведении предприятия на рынке ТПН, необходимо отметить, что до настоящего времени в мировой практике не существует общей модели поведения промышленного покупателя, поскольку покупки промышленных товаров столь отличны друг от дpyгa, что обобщения невозможны.
Покупательское поведение предприятия — это процесс принятия решения, следствием которого является материально-техническое снабжение.
Несмотря на отсутствие общепринятой модели поведения промышленного покупателя, ряд моделей в мировой практике существует, и в целом их можно объединить в три группы.
Модели поведения промышленного покупателя:
1. Двухэлементная модель — покупатель — поставщик. Эта модель характеризует отношения между продавцом и покупателем. Базируется на том, что при установлении отношений между двумя партнерами всегда будет существовать определенная дистанция: географическая, социальная, культурная и технологическая дистанции. При успешном сотрудничестве с течением времени партнеры приспосабливаются друг к другу, и дистанции между партнерами сокращаются или сглаживаются в результате тесного общения.
2. Межфункциональная команда — закупочный (покупающий) центр.
Закупочным центром предприятия являются все лица, участвующие и взаимодействующие при принятии решения о закупке. В любой организации персональный состав закупочного центра зависит от конкретного закупаемого товара и может меняться в зависимости от приобретаемого продукта путем включения в его работу сотрудников других функциональных подразделений.
Члены закупочного центра имеют общие цели, общую информацию и совместно принимают риски принимаемых ими решений.
3. Системная модель — анализ всего процесса закупок и поставок. Она включает такие аспекты:
• осознание проблемы и принятие решения о производстве своими силами или закупке;
• поиск информации: сведения о потенциальных поставщиках, ценах, уровне качества, дизайне, функциональных характеристиках продуктов разных производителей, сроках поставки, условиях, позволяющих снизить издержки при покупке;
• анализ претендентов — анализ списка потенциальных поставщиков, наиболее подходящих для поставки данного товара, в целях отбора двух-трех поставщиков по каждому отдельному виду закупок, которые становятся претендентами на заключение контракта;
• оценка вариантов — окончательный выбор поставщикана основании трех основных критериев закупки: цена; характеристика качества товара, функциональных возможностей, эксплуатационных параметров; оперативность поставок;
• решение о закупке.
• действия после покупки — оценка купленного товара.