Конкурентоспособность товара
УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРАМИ И АССОРТИМЕНТОМ
Содержание товарной политики предприятия
Управление маркетингом включает кроме стратегического управления также управление на инструментальном уровне, т. е. принятие решений в отношении четырех инструментов маркетинга или четырех элементов комплекса маркетинга. «Набор» решений в отношении каждого элемента называют соответствующей политикой. В маркетинговой деятельности такие решения касаются четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.
Товар является основой рыночного предложения фирмы, поскольку именно он — носитель полезных для покупателя свойств. Поэтому товарная политика является основой маркетинговых решений, вокруг которой формируются друтие решения, связанные с ценой, условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю.
Товарная политика — это принципы, которых придерживается предприятие при разработке товаров, формировании ассортимента товаров, при их внедрении на рынок и изъятии из производства (рис. 6.1). Товарная политика проявляется в стратегиях и мероприятиях по формированию конкурентных преимуществ товара. Она направлена на создание таких характеристик товара, которые делают его постоянно ценным для потребителя и тем самым удовлетворяют ту или иную его потребность, обеспечивая соответствующую прибыль фирме
Другими словами, товарная политика — это подход предприятия к управлению своими товарами. К товарной политике относятся следующие решения:
—выбор предприятием определенного уровня качества для своего товара, на который оно будет ориентироваться в своей работе;
—решение о комплектации товара, о том, что будет входить в набор, что не будет, что будет предлагаться за отдельную плату, и т. д.;
—решения относительно упаковки;
—использование торговых марок для товаров;
—формирование ассортимента товаров и услуг;
—разработка, обновление и дифференциация товаров;
—элиминация (изъятие из ассортимента) старых продуктов.
Подходы предприятия к решению этих вопросов и определяют его товарную политику. Товарная политика предприятия влияет на его конкурентоспособность и прибыльность. Продуманная товарная политика позволяет предприятию формировать оптимальный ассортимент, поддерживать удачные товары и вовремя избавляться от нежелательных товаров, извлекать из товаров наибольшую выгоду, своевременно и без потерь внедрять новинки. Основные цели товарной политики:
—оптимальное соответствие товаров предприятия рыночному спросу по количеству и качеству;
—максимально эффективное использование производственных и маркетинговых возможностей фирмы.
Другими словами, товары и ассортимент у предприятия должны всегда позволять извлечь максимальную выгоду из имеющихся у предприятия ресурсов и возможностей, имеющихся на рынке.
Концептуальной основой товарной политики предприятия является рассмотрение товара на нескольких уровнях. При формировании своего товарного предложения предприятие должно рассматривать товар с четырех точек зрения:
1-й уровень — товар по замыслу, как средство удовлетворения определенной потребности покупателя. Предприятие должно видеть в своем товаре не только внешнюю сторону, но и воплощенную в нем маркетинговую идею. Ведь основное назначение товара любого типа — удовлетворение точно определенной потребности покупателя. Товар должен представлять собой воплощение такой идеи.
2-й уровень — товар как реальный продукт, обладающий совокупностью полезных для потребителя свойств. Разработчику нужно превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении. При создании продукта происходит «преобразование» конкретных потребностей покупателей в определенный набор свойств товара — размеры, состав, вкус, цвет и т. д.
3-й уровень — товар как комплект, который может включать кроме основного продукта дополнения: сопутствующие предметы, удобную упаковку, инструкцию по эксплуатации, сервис, гарантии и т.д., что позволяет полнее решить проблему покупателя. Дополнительные возможности для предприятия открываются, если рассматривать товар не как единичный предмет, а как комплект, состоящий из материальных и нематериальных компонентов, создающих для покупателя дополнительную полезность. Фирма может с помощью дополнительной комплектации основного продукта выделиться среди продавцов недифференцированной продукции.
4-й уровень — товар с маркетинговым подкреплением, которое включает: привлекающую внимание упаковку, имидж, марку, фирменный стиль. Все перечисленные компоненты тоже являются дополнениями к товару, но в отличие от предыдущего уровня, их задача — не создание дополнительной полезности для покупателя, а дополнительное . воздействие на покупательский выбор. Товар должен быть наделен кроме эксплуатационных свойств характеристиками, которые делали бы его заметным на рынке, легко узнаваемым, отличимым от аналогичных товаров и еще более привлекательным для покупателей.
Такое четырехуровневое рассмотрение своих товаров создает широкие возможности для товарной политики, позволяет предприятию лучше приспособить товары к потребностям покупателей и тем самым обеспечить их стабильную конкурентоспособность.
Конкурентоспособность товара
Разработка и выпуск новых товаров должны основываться на изучении требований покупателей на рынке данного товара и свойств уже продающихся там товаров. Это позволит обеспечить конкурентоспособность товара. Такой анализ нужен, чтобы выявить те свойства товара, которым потребители отдают предпочтение. Производители должны также выяснить достоинства и недостатки существующих товаров, то, как их воспринимают покупатели.
Конкурентоспособность товара — способность товара продаваться и соперничать с другими товарами в продаже, которая определяется характеристиками товара и условиями, сопутствующими его продаже и потреблению. Конкурентоспособность товара — решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации. Ее основой является качество товара.
В соответствии с определением Международной организации по стандартизации, качество — это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности. Качество может включать следующие характеристики:
1. Функциональные, определяющие способность товара удовлетворять основную потребность в соответствии с назначением: скорость автомобиля, яркость лампы.
2. Надежность товара, которая включает безотказность в работе, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
3. Экономичность товара с учетом расходов на его приобретение и эксплуатацию. Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации. Таким образом, затраты покупателей состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемой ценой потребления. Цена потребления обычно значительно выше продажной цены, поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.
4. Антропологические и эргономические свойства, связанные с особенностями строения тела человека и его движений.
5. Совместимость товара с уже имеющимися у потребителя изделиями.
6. Экологичность.
7. Соответствие нормам и стандартам.
8. Символические свойства, объективно не существующие и не измеримые, а мнимые людьми, субъективно придаваемые товару: эстетичность, стиль, эмоциональный образ, соответствие моде, престижность.
9. Подлинность [21]. Этот критерий соответствует потребности покупателя не быть обманутым. Широкий размах фальсификации товаров повысил бдительность потребителей в части подлинности товаров. Растет число стандартов, в которых подлинность (аутентичность) представлена как самостоятельный критерий, дополняющий показатели качества, и предусмотрена проверка подлинности.
10. Потребительская новизна. Критерий отражает потребность в разнообразии. Потребители в основной массе положительно оценивают инновации в производстве и ассортименте товаров и в сфере услуг. Отсюда возникает необходимость такого самостоятельного критерия. Для некоторых товаров (учебники, периодические издания, справочники) данный критерий является особенно значимым.
11. Социальная адресность как критерий позволяет учесть индивидуальные запросы потребителей и потребности социальных групп. Степень согласованности характеристик товара с характеристиками потребностей индивидуума или социальной группы является мерой социальной адресности как критерия конкурентоспособности. На всех стадиях бизнес-процесса осуществляется обеспечение характеристик продукции, соответствующих установленным запросам потребителей конкретного сегмента. Такие новые технологии маркетинга, как массовая кастомизация (проектирование изделий с учетом индивидуальных особенностей потребителей), мерчандайзинг, направлены на стыковку цены качества с индивидуальными запросами потребителей.
Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые установлены требованиями законодательства и представляют заметный интерес для покупателя. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. Превышение норм, стандартов и правил не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая, с точки зрения покупателя, потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.
Помимо качества товара, его конкурентоспособность обеспечивается условиями, сопутствующими его продаже:
— маркетинговая поддержка: упаковка, имидж, марка, маркетинговые коммуникации, цена, торговое обслуживание;
— патентная чистота, которая означает,'что при производстве товара не нарушены авторские права, т. е. либо были использованы оригинальные разработки предприятия, либо приобретены лицензии;
—защищенность от подделок и незаконного копирования. Потребность потребителей не быть обманутыми порождает у покупателя желание получать в различной форме свидетельства его защиты от фальсификации. Место продажи товара является фактором подлинности как оценочного критерия.
—информационное обеспечение потребителей. Информативность — это качество информации о конкурентных преимуществах товара. Достаточность, доступность и достоверность указанной информации является мерой информативности как критерия конкурентоспособности. Чем больше на рынке однотипных товаров, тем больше потребность в краткой информации, помогающей сориентироваться в товарном изобилии. В основе информативности как критерия конкурентоспособности лежат требования ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей». Сведения о конкурентных преимуществах дополняют обязательный минимум информации о товаре, сообщаемой изготовителем.
Конкурентоспособность товара зависит не только от объективного технического совершенства, но и от субъективно воспринимаемой потребителем (так называемой осознанной) ценности. Как для частного лица, так и для институционального потребителя (когда решения принимают тоже конкретные люди), при приобретении товара будет иметь значение именно осознанная ценность. Различные варианты соотношения объективного и субъективного качества и стратегий деятельности фирмы можно рассмотреть при помощи матрицы, показанной на рис. 6.2.
Наиболее тяжелым является положение фирмы в квадрате 3 «Технико-информационное отставание». Качество ее продукции и объективно, и субъективно (в восприятии потребителей) отстает от аналогичных изделий конкурентов. Например, покупатели считают, что технически автомобиль «москвич» имеет низкое качество, и он таким в действительности и оказывается. Догнать конкурентов и переломить отношение конкурентов к своей продукции очень не просто: нужны большие материальные затраты, технические инновации, смена внутреннего климата в коллективе и многое другое, чего у ослабленной фирмы может не хватить. Другой путь — снижение издержек и цен. На подешевевшую и по-прежнему плохую продукцию может усилиться спрос. В итоге фирма получает время и ресурсы для постепенного улучшения качества.
С противоположной ситуацией имеет дело фирма, находящаяся- в квадрате 2 «Технико-информационное опережение». Это идеальная позиция, при которой фирма объективно опережает потребителей и умеет донести свои достижения до потребителя.
Квадрат 1 «Информационный избыток» (низкое качество при его высокой оценке потребителем) занимают фирмы, чья рыночная репутация держится на прежних заслугах. Это опасное положение. Можно вводить в заблуждение одного человека бесконечно долго, можно короткое время обманывать всех, но обманывать всех очень долго нельзя.
Квадрат 4 «Информационный дефицит» типичен для фирм, излишне увлекающихся технической и недооценивающей маркетинговую сторону бизнеса. Несмотря на ка жущуюся привлекательность такой позиции, она крайне опасна. Фактически фирма впустую тратит деньги на повышение качества товара, ничего не выигрывая во мнении потребителей. Такой фирме нужно либо усилить пропаганду своего товара и разъяснить потребителю преимущества своей продукции, либо создать так называемую «младшую марку», т. е. выпустить аналогичную, но более дешевую и менее качественную продукцию.
Пути повышения конкурентоспособности товаров. Всфере производства важнейшими путями повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров являются обеспечение заданного уровня их качества, проектирование и разработка новых видов продукции, использование привлекательной по внешнему виду и удобной по размеру упаковки, уменьшение издержек производства.
В отличие от производства, где возможны значительные изменения при формировании основополагающих характеристик потребительной стоимости товаров, в сфере обслуживания усилия исполнителей направлены на сохранение достигнутого уровня качества, предотвращение количественных и качественных потерь. Однако за счет этого нельзя повысить конкурентоспособность реализуемых товаров или предоставляемых услуг. В то же время существуют определенные пути повышения их конкурентоспособности, связанные с экономическими критериями: уменьшение торговых надбавок на цены товаров и снижение тарифов на услуги за счет использования внутренних резервов, экономии затрат на процессы обслуживания без снижения уровня его качества. Это позволяет установить более низкие цены при реализации товаров и оказании услуг.
Одним из путей повышения конкурентоспособности товаров и услуг в сфере обслуживания является обеспечение их организационного и информационного подкрепления в форме предоставления дополнительных сервисных услуг, а также доведение до потребителей необходимой и достоверной информации. Кроме того, повысить конкурентоспособность товаров и услуг в сфере производства и обслуживания можно путем разработки и внедрения систем обеспечения конкурентоспособности.
Система обеспечения конкурентоспособности (СОК) — совокупность систем управления организаций, направленных на создание потребительских предпочтений. Данный термин предложен Р.А. Фатхутдиновым [37]. По его мнению, СОК состоит из внешней среды (вход, выход, связь с внешней средой, обратная связь) и внутренней структуры (подсистемы научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая).
Компонентами «входа» СОК товаров и услуг являются материальные и нематериальные ресурсы (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, информация), которые необходимы для производства и получения на выходе готовой продукции или результата услуги. Для обеспечения конкурентоспособности таких товаров или услуг необходимо, чтобы на «входе» были конкурентоспособные ресурсы (по качеству и цене). Вероятность получения таких ресурсов тем больше, чем выше конкуренция среди поставщиков.
Связь с внешней средой позволяет организации учитывать ее неконтролируемые факторы, которые влияют на конкурентоспособность товаров и услуг. К ним относятся социально-экономические, правовые, экологические, природные, научно-технические и другие факторы.
К компонентам обратной связи относятся потребительские предпочтения (их формирование и поддержание), рекламации потребителей, информация от потребителей о приемлемости качества и цены.
Вместе с тем перечисленных компонентов внешней среды недостаточно для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. В дополнение к ним важную роль играют компоненты внутренней структуры. При создании, реализации и поддержании подсистем внутренней структуры решающее значение имеет персонал. Управление персоналом как одним из компонентов подсистемы внутренней структуры отличается следующими характерными признаками:
— нацеленность работы персонала на обеспечение и поддержание конкурентоспособности товаров и услуг по всему технологическому циклу;
—быстрая адаптация к постоянно изменяющейся конкурентной среде;
—постоянное повышение своей квалификации;
—систематический анализ конкурентной среды, а также преимуществ своей организации, реализуемых ею товаров, оказываемых услуг и организации-конкурента, ее товаров и услуг;
—учет факторов, влияющих на формирование и поддержание потребительских предпочтений;
—знание методов обеспечения конкурентоспособности и умение применять их в сфере обслуживания.