Определение конкуренции
В переводе с латинского "concurrere" — бежать вместе, "concurro" — сталкиваюсь. Эти слова можно понимать как соперничество между людьми в достижении цели.
По всеобщему признанию конкуренция является ключевым звеном всего рыночного механизма и рыночной экономики в целом.
Предмет конкуренции — это продукция, работы, услуги (в дальнейшем ПРУ), посредством которых соперники стремятся завоевать заказчика-клиента и его деньги. Именно ПРУ характерны как для грузовых, так и пассажирских АТО, которые в современных условиях нередко выпускают продукцию, выполняют работы, оказывают услуги для заказчиков. И эта ситуация характерна и для других видов транспорта.
Объект конкуренции — это заказчик, за расположение которого борются на рынке автотранспортных услуг противоборствующие стороны.
Высокая конкурентоспособность ПРУ не является самоцелью для предприятия-производителя, а служит лишь средством получения высокой прибыли.
Под конкуренцией понимается экономический процесс взаимосвязи, взаимодействия и борьбы собственников ПРУ за наиболее выгодные условия их производства и реализации.
Рассмотрим несколько обобщенных трактовок конкуренции, наиболее принятых в современной литературе как за рубежом (П. Самуэльсон, М. Портер, К.Р. Макконнел, С.Л. Брю), так и в России, например, в законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Конкуренция это:
- соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще;
- борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли;
- состязательность хозяйствующих субъектов на товарном рынке, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;
- наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.
Конкурентная борьба ведется не только за потребителя, но и за трудовые ресурсы, материалы, капитал, право использовать определенные технические нововведения.
Суть конкуренции выражается пятью силами, действующими в любой отрасли экономики, как на внутреннем, так и на внешнем рынках (рис. 1). Эти силы влияют на прибыльность отрасли, так как они воздействуют на устанавливаемые цены, затраты, необходимые для производства ПРУ, величину капитальных вложений и текущих затрат, необходимых для организации производства и противодействия конкурентам.
Появление новых конкурентов приводит к созданию новых производственных мощностей в отрасли, стремлению новичков отвоевать себе долю рынка, что, в конечном счете, снижает общий потенциал прибыльности в отрасли. Появление новых конкурентов будет заведомо ограничено на рынках с высокими входными барьерами.
Наличие крупных поставщиков и потребителей может приводить к оказанию давления на фирму-производитель, например, с помощью "уторговывания" цены, что также может приводить к снижению прибыльности фирмы.
Появление товаров и услуг-заменителей ограничивает запрашиваемые предприятием цены, так как более высокие цены приведут к повышению потребления товаров-заменителей, т. е. теряется контроль над ценами. Ограничиваются перспективы и потенциал для роста и получения прибыли в долгосрочной перспективе, и предприятие может столкнуться с проблемой избытка производственных мощностей.
Ожесточенная конкуренция в отрасли между действующими предприятиями сокращает прибыльность из-за роста затрат на повышение конкурентоспособности - на рекламу, стимулирование сбыта, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), необходимость решения задачи обойти конкурентов любыми способами. При ценовой конкуренции часть прибыли достается потребителю.
Чтобы успешно конкурировать на рынке в данной отрасли, предприятию необходимо учитывать все пять конкурентных сил во всех их проявлениях (см. рис. 1).
Рис. 1. Силы, выражающие суть конкуренции
К достоинствам конкуренции относятся:
- повышение качества ПРУ, расширение их номенклатуры;
- появление хороших перспектив для технического прогресса;
- снижение цен, что выгодно потребителям;
- предоставление льгот и скидок;
- совершенствование рекламы;
развитие сервиса.
К возможным негативным моментам и последствиям конкуренции относят:
- производственно-экономический шпионаж; подделки и фальсификацию фирменных ПРУ, сокрытие дефектов;
- обман и введение в заблуждение покупателей;
- подкуп, взятки, шантаж;
- махинации с деловой отчетностью.
От реакции на конкуренцию зависят условия работы, оплата труда, характер отношений руководства с подчиненными.