Методы определения цены, ориентированные на конкуренцию
1. Метод текущей цены.
Суть метода состоитв том, что фирма устанавливает цену чуть ниже или чуть выше уровня конкурентов.
Некоторые фирмы считают, что цена, обычно получаемая за товар на рынке, представляет собой результат совместного решения предприятий данной отрасли промышленности.
Применяется в первую очередь на рынках однородных товаров (в условиях олигополистической конкуренции), поскольку фирма, продающая однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеет ограниченные возможности влияния на цены. Использование данного метода особенно эффективно для фирм, следующих за лидером.
2. Метод тендерного ценообразования.
Суть метода заключается в том, что при определении тендера исходят, прежде всего, из цен, которые могут назначить конкуренты, и цена определяется на более низком по сравнению с ними уровне.
Однако если товар обладает какими-то качествами, отличающими его от товаров-конкурентов, или воспринимается покупателями как другой товар, цену на него можно назначить гибко, не обращая внимания на цены конкурентов.
Применяется в тех отраслях, когда несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта.
Для установления цен с учетом спроса надо постоянно изучать рынок, исследовать зависимость между ценами и спросом в виде функций спроса по цене и коэффициентов эластичности спроса по цене, анализировать данные предыдущих периодов, результаты эксперимента с различными ценами, изучать предполагаемые ситуации по покупке товаров на рынке или намерения к их покупке. При этом надо иметь в виду, что если на рынке появился товар с низкими ценами, внедрение на рынок аналогичного по более высокой цене будет достаточно сложным.
Эконометрические методы определения цен
Существует ряд методов построения цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. К их числу относятся следующие методы:
- метод удельных показателей,
- балловый метод,
- агрегатный метод.
Метод удельных показателей
Суть метода состоит в том, что для установления цены изделия определяются и анализируются цены небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия.
При данном методе первоначально рассчитывается удельная цена Цуд:
Цуд=Цб/Пб,
где Цб - цена базисного изделия,
Пб - величина параметра базисного изделия.
Затем рассчитывается цена нового изделия Цн:
где Пн – значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.
Применяетсядля обоснования уровня и соотношений цен небольших параметрических групп продукции, имеющих несложную конструкцию и характеризующихся одним параметром.
Недостатки этого метода заключаются в том, что
1.Он игнорирует все другие потребительские свойства изделия.
2.Не учитывает альтернативные способы использования продукции.
3.Полностью игнорирует спрос и предложение.
Балловый метод
Суть метода состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов (вес). Далее в зависимости от степени удовлетворения потребителей данным параметром у базисного и нового изделий определяется количество баллов, причем сумма весов должна равняться 1, т.е.должно выполняться условие:
.
Затем определяется средневзвешенная сумма баллов базисного изделия и находится цена одного балла:
Руд= ,
где Руд - цена одного балла;
Рб - цена базисного изделия;
Bбi - количество баллов у базисного изделия по i-му параметру;
аi - вес i-го параметра.
После этого рассчитывается средневзвешенная сумма баллов нового изделия и умножается на цену одного балла, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия:
Рн=Руд ,
где Внi - количество баллов у нового изделия по по i-му параметру.
Преимущества:
Учитывает потребительские свойства товара.
Недостатки:
1.Сложность для производителей.
2.Необходимость участия нескольких человек с разным уровнем образования и разным социальным статусом.
3.Цена зависит только от свойств товара.
4.Не учитывает политику (ценовую стратегию) организаций-конкурентов устанавливающих цены на свой товар.
Применяется при обосновании цен на парфюмерно-косметические изделия, вина, сыры, масла и т.д., то есть в том случае, когда важно оценить надежность работы, внешний вид и т.д.
Агрегатный метод
Суть метода заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.
Преимущества:
1.Простота для производителя, так как ориентируется на затраты.
Недостатки:
1.Ошибки в определении цен на элементы товара могут привести к ошибкам в определении цены всего товара.
2.Данный метод не связан с текущим спросом.
3.Данный метод не учитывает потребительские свойства товара.
Применяется для расчета цен на товары, состоящие из сочетаний отдельных изделий (продовольственные наборы, мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также из отдельных элементов, узлов, деталей.