Достоинства и недостатки франчайзинга
Преимущества для | Недостатки | |
франчайзера | франчайзи | |
· быстрое распространение продукции без дополнительных затрат | · известная марка, гарантия продаж | · ослабление контроля со стороны франчайзера |
· расширение бизнеса | · снижение риска, использование опыта франчайзера | · плохая работа франчайзи может повредить репутации франчайзера |
· высоко мотивированные партнеры | · выигрыш от централизованных закупок | · усиленная работа франчайзи для финансирования бизнеса и лицензионных выплат |
· четкое исполнение стандартов франчайзера | · консультации и помощь франчайзера |
Система розничных франчайзи под руководством производителя предполагает предоставление лицензии дилерам на право торговли (БМВ, нефтяная компания «Шелл» и др.).
Система оптовых франчайзи под руководством производителя применяется в отрасли безалкогольных напитков. Например, компания «Кока-кола» предоставляет лицензии заводам по разливу напитков (оптовым фирмам), которые покупают концентрат, делают из него газированный напиток, разливают его в бутылки и продают розничным магазинам на местных рынках.
Система розничных франчайзи под руководством компании сферы услуг предполагает создание этой компанией сети лицензированных розничных торговых фирм для предоставления своих услуг населению (магазины одежды, прокат автомобилей, предприятия гостиничного хозяйства и др.).
Управляемая ВМС предполагает координацию этапов производства и распределения товаров одним из участников системы благодаря своим размерам, популярности, репутации на рынке. Например, фирма «Сони» получает большую поддержку со стороны торговцев благодаря высокому качеству своих товаров.
Горизонтальные маркетинговые системыфункционируют на основе объединения усилий одной или более компаний одного уровня в целях освоения новых маркетинговых возможностей. Действуя на основе соглашений, компании могут объединяться даже со своими конкурентами на краткосрочной или постоянной основе. Эти системы позволяют компаниям экономить на закупках и продвижении товара.
Комбинированные маркетинговые системы представляют собой многоканальные системы распределения, при которых фирма формирует два и более канала распределения для охвата двух или более сегментов рынка (рис. 61). Создавая комбинированные каналы распределения, фирма увеличивает охват рынка своей продукцией и получает возможность адаптировать свои товары к требованиям потребителей разных сегментов рынка. Но такими каналами сложно управлять, т.к. могут возникать конфликты и конкуренция между ними.
Рис. 61. Комбинированная маркетинговая система
Розничная торговля
Завершающим звеном канала распределения потребительских товаров является розничная торговля. Розничная торговля - это любая деятельность по продаже товаров или услуг конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
Розничная торговля выполняет ряд функций:
исследует конъюнктуру товарных рынков;
определяет спрос и предложение на конкретный товар;
осуществляет поиск необходимых торговле товаров;
производит отбор, сортировку товаров, собирая ассортимент товаров от большого числа поставщиков;
осуществляет оплату товаров до их продажи конечным потребителям;
предоставляет информацию потребителям через рекламу, витрины, надписи, персонал;
принимает, хранит товары, располагает в торговых помещениях, маркирует, устанавливает цены;
оказывает транспортно-экспедиционные, информационные, рекламные и другие услуги.
Типичные услуги розничных магазинов приведены в табл. 16.
Практика организации розничной торговли привела к образованию магазинов розничной торговли различного вида. В табл. 17 кратко охарактеризованы основные виды розничных магазинов, которые нашли наибольшее распространение в мировой практике.
В розничных магазинах самообслуживания покупатели самостоятельно осуществляют выбор товаров, как правило, повседневного спроса. Самообслуживание дает возможность экономить на накладных расходах и продавать по более низким ценам. Ради экономии многие потребители готовы самостоятельно заниматься поиском, сравнением и выбором товара.
Розничные магазины со свободным отбором товаров имеют продавцов, которые могут помочь при выборе товара, поэтому цены в таких магазинах несколько выше, чем в магазинах самообслуживания.
Розничные магазины с ограниченным обслуживанием обеспечивают более высокий уровень помощи со стороны торгового персонала. Покупателям при покупке оказывается помощь, например, предоставление информации о товаре, продажа в кредит, прием назад купленных товаров и др.
Таблица 16