Методы невероятностной (неслучайной) выборки
Исследователь не всегда может получить в свое распоряжение полный список элементов генеральной совокупности, и это затруднит или сделает в принципе невозможным использование вероятностной выборки, что и заставит его прибегнуть к методам невероятностной выборки. Невероятностная (или неслучайная) выборка – это такой способ отбора единиц выборочной совокупности, принцип которого отличен от случайного. Статистические выводы обо всем множестве объектов в этом случае делать не совсем правомерно. Эти выводы могут с большей или меньшей степенью вероятности распространяться лишь на генеральную совокупность (которая не всегда совпадает с объектом исследования). Выделяют два основных вида неслучайного отбора: направленный отбор (другие названия – целенаправленный, целевой, выбор по усмотрению) и стихийный.
1. Наиболее распространенными формами направленного отбора считаются: выбор типичных представителей, квотная выборка, гнездовая выборка и метод снежного кома.
1.1 В качестве примера использования метода типичных представителей можно было бы привести такой пример: исследователю было необходимо подготовить материал о “самом типичном студенте“ страны. Вначале был отобран наиболее типичный университет страны. По данным Министерства высшего образования, рассчитали среднестатистическую численность студентов, приходящуюся на один университет. Затем нашли университет, где численность студентов имела наименьшее отклонение от этого значения – им как раз и оказался Нижегородский университет. Среди восьми факультетов НГУ остановились на радиофизическом, где число студентов в наименьшей степени расходилось со среднестатистической численностью одного факультета. На последнем этапе рассчитывалась уже среднестатистическая успеваемость студентов радиофизического факультета, после чего окончательный выбор пал на студента, чья успеваемость в последнюю сессию почти точно совпадала с этой среднестатистической.
1.2 Квотная выборка представляет собою своеобразную микромодель генеральной совокупности, которая создается на основе определенных заданных параметров объекта (чаще всего – социально-демографических), которые берутся из статистических справочников. Приведем пример расчета выборки по таким параметрам квоты как пол и возраст. В одном из маркетинговых исследований при опросе населения, мы опирались на данные Областного комитета по статистике о половозрастной структуре населения районов города. Так, половозрастная структура населения Советского района Нижнего Новгорода выглядела следующим образом:
Половозрастная структура выборочной совокупности
Генеральная совокупность | Выборочная совокупность | ||||||||
численность | Доля, % | число | |||||||
Всего | муж. | жен. | муж. | жен. | всего | муж. | жен. | всего | |
Основа выборки | 43,4 | 56,6 | 100,00 | ||||||
Возраст (лет) | |||||||||
20 - 24 | 50,3 | 49,7 | 9,30 | ||||||
25 - 29 | 55,0 | 45,0 | 9,22 | ||||||
30 - 34 | 48,5 | 51,5 | 9,41 | ||||||
35 - 39 | 47,3 | 52,7 | 11,17 | ||||||
40 - 44 | 46,8 | 53,2 | 10,98 | ||||||
45-- 49 | 45,7 | 54,3 | 9,94 | ||||||
50 - 54 | 44,3 | 55,7 | 5,66 | ||||||
55 - 59 | 42,0 | 58,0 | 9,32 | ||||||
60 - 69 | 39,0 | 61,0 | 13,62 | ||||||
70 и старше | 20,8 | 79,2 | 11,38 |
Нетрудно убедиться, что численность каждой из половозрастных групп в трех последних столбцах таблицы пропорциональна[3] численности каждой из соответствующих групп в генеральной совокупности.
1.3 При гнездовой выборке (которую иногда называют также кластерной[4]) определяются группы или гнезда элементов и составляются их списки. Затем из каждого списка единиц выборки проектируется выборка. Потом только для этих единиц идентифицируются и отбираются элементы.
1.4 Разновидностью целенаправленной выборки является метод снежного кома. Он обычно применяется для отбора экспертов и редко встречающихся групп респондентов (так называемых “редких элементов”) – например потребителей, обладающих очень высокими доходами или представителей элитных групп. По сути, это техника поиска и отбора респондентов с определенным сочетанием свойств в таких условиях, когда трудно очертить границы генеральной совокупности. Особенность метода состоит в том, что за исключением первого шага выбор каждого очередного респондента совершается по указанию респондентов, включенных в состав выборки на предыдущем шаге. Каждый респондент указывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей (и даже сам связывается с ними и рекомендует интервьюера), и выборка с каждым шагом разрастается, подобно настоящему снежному кому.
2. Стихийные выборки формируются произвольно, причем, часто независимо от самого исследователя. Примерами стихийного отбора могут служить опросы с помощью средств массовой информации, выборка “первого встречного”, опросы покупателей в залах супермаркетов, пассажиров на остановках и в общественном транспорте и т.д. Одна из особенностей стихийной выборки состоит в том, что мы зачастую не можем заранее предсказать ее размеров (как, например, при опросах с помощью СМИ – достаточно вспомнить опросы, проводимые с помощью интерактивного телевидения).