Оптовые и розничные торговцы
Оптовым торговцем является участник канала распределения товаров, который покупает товар у производителя или у другого оптовика и продает его предприятию розничной или оптовой торговли. Оптовые торговцы обычно действуют в качестве «передаточного механизма» и не имеют дела с конечным потребителем продукции. Если мы обратимся к комплексу маркетинговых коммуникаций, то увидим, что для оптовых торговцев наиболее важным его элементом являются личные продажи: по некоторым оценкам, на них приходится от 80 до 90% общей суммы бюджета, обеспечивающего коммуникационную деятельность компаний. Оптовые торговцы иногда используют и другие методы установления маркетинговых контактов, например продажу по почтовым заказам, рекламу в специализированных изданиях, выпуск каталогов, организацию торгово-промышленных выставок. Однако эти методы призваны лишь обеспечить поддержку усилий торговых агентов. Например, торгово-промышленные выставки обычно являются первичным источником установления деловых отношений с партнером по бизнесу.
Розничные торговцы приобретают товар у оптовиков или производителей и затем продают его непосредственно конечному потребителю. Без существования розничных торговцев многие изготовители продукции не смогли бы установить выгодные для себя контакты с покупателями. Розничные торговцы, по сравнению с оптовыми, используют более разнообразные виды маркетинговых коммуникаций. Среди них есть и такие гиганты, как Sears, которые могут поддержать любые виды коммуникационной деятельности самых крупных производителей, и мелкие индивидуальные предприятия, например мастерские по ремонту обуви, чья маркетинговая коммуникационная стратегия заключается в предоставлении качественных услуг своим клиентам и публикации маленьких рекламных объявлений в местных изданиях справочника «Желтые страницы».
Вне зависимости от масштабов деятельности, каждый розничный торговец при разработке своей коммуникационной стратегии должен уметь ответить на несколько важных вопросов. Во-первых, какой вид товаров он собирается продавать? Если товар будет таким же, как и у ближайших конкурентов, а его единственной отличительной особенностью, которую можно будет выделить при проведении рекламной кампании, станет цена, тогда уместно использовать купоны, распространяемые непосредственно в магазине. Во-вторых, на какой рынок собирается ориентироваться розничный торговец? Если целевой рынок не критичен к цене товара и требует, в первую очередь, обеспечения его высокого качества, как, например, для авторучек «Montblanc», то в этом случае розничный торговец использует рекламу, личные продажи и организует специальные демонстрации товара в местах его реализации. Напротив, если целевой рынок чувствителен к цене, то следует использовать стратегии продвижения товара, подчеркивающие привлекательную стоимость продукции и стимулирующие ее сбыт (специальные предложения, скидки, купоны). В-третьих, собирается ли производитель помогать розничному торговцу в рекламировании товара? Подобная практика финансовой или технической поддержки розничной торговли получила названиесовместной рекламы. В случае оказания такой поддержки рекламная кампания может проводиться в более широких масштабах и на более высоком профессиональном уровне.
Производители услуг
Производители услуг также используют различные каналы распределения своего товара. Например, больница может предоставлять клиенту (пациенту) свои услуги в несколько этапов, включая прием, диагностику, операционное вмешательство (лечение), восстановление и амбулаторный контроль. Каждая стадия имеет различные медицинские и коммуникационные цели. Больницы используют также и других производителей услуг и продавцов сопутствующих товаров - аптеки, службы скорой помощи и ухода за больными на дому.
Стратегии маркетинговых коммуникации для каналов распределения услуг ориентированы на введение реальных физических элементов. Например, больницы нередко разрешают своим потенциальным пациентам сделать пробный визит, чтобы они могли заранее познакомиться с условиями лечения и медицинским персоналом. Если же организация такого ознакомительного визита сопряжена с высоким риском или попросту невозможна, то специалисты по маркетинговым коммуникациям должны стремиться предоставлять потенциальным клиентам дополнительную информацию, новые стимулы и оказывать им повышенное личное внимание — т. е. использовать нематериальные характеристики каналов распределения услуг. Возьмем, для примера, зарубежную туристическую поездку. Очевидно, что в этом случае организация ознакомительного визита обойдется слишком дорого. Вместо этого такие туристические агентства, как American Express Tour, «прикрепляют» к каждому клиенту персонального консультанта, который всегда готов ответить на любые вопросы о выбранном маршруте. Кроме того, для предоставления более полной информации о будущем путешествии клиентам демонстрируют специально снятые видеофильмы.
Эта страница из каталога Brooks Brothers содержит информацию об ассортименте предлагаемых изделий и их ценах, способствует продвижению товаров к потребителю и помогает осуществлять покупки по телефону
Поскольку на эффективность канала распределения услуги нередко влияют различные посредники, то их усилия должны трансформироваться основным производителем услуги таким образом, чтобы обеспечить максимальное удобство потребителя. В частности, успех American Express Tour у ее клиентов зависит от работы авиакомпаний, отелей, водителей экскурсионных автобусов и гидов. Чтобы обеспечить необходимый уровень сервиса, компания должна договориться о требуемом качестве услуг, распространяемых по каждому из этих каналов, а затем осуществлять контроль за их предоставлением.
Реклама предприятия розничной торговли часто делает основной упор на привлекательность цены товара. Данная реклама торговой фирмы Radio Shack творчески объединяет в себе информацию о товаре и его стоимости, подчеркивая выгодность финансовых условий продажи
Цена-микс
Упрощенное определение цены не требует использования сложных понятий.Ценапредставляет собой денежное выражение стоимости товара, устанавливаемое продавцом и покупателем. Однако для каждого из участников сделки цена имеет различный смысл. Так, для продавца она складывается из общей суммы издержек и ожидаемой предельной прибыли. Большинство компаний не могут эффективно работать на рынке, если они не в состоянии обеспечить себе получение определенного уровня доходов. Для покупателя цена товара определяется ее значением в прошлые периоды времени, ожидаемыми тенденциями изменения, ценой аналогичной продукции у конкурентов (или стоимостью товаров-заменителей), а также риском покупки и потребностью в ее совершении. Поэтому такая компания, как Procter & Gamble, должна быть уверена, что цена на ее моющие средства покроет расходы на исследовательские работы, покупку сырья, маркетинговую деятельность и позволит получить прибыль. Однако покупателей, приобретающих стиральные порошки этой компании, мало беспокоит вопрос об ее издержках и доходах. Вместо этого они обращают внимание на изменение цен за прошедшую неделю, сравнивают стоимость продукции Procter & Gamble в разных магазинах и сопоставляют ее с ценами других производителей.
Краткий обзор основных понятий
Распределение-микс
Канал распределения товаров представляет собой маркетинговый механизм используемый для демонстрации и доставки товара потребителю, а также организации его послепродажного обслуживания. Канал распределения товаров и услуг способен влиять на эффективность маркетинговых коммуникаций.
1. Движение товаров к потребителю осуществляется оптовыми и розничными торговцами, каждый из которых использует собственные способы маркетинговой коммуникационной деятельности Оптовые торговцы чаще используют личные продажи и меры по стимулированию сбыта, а розничные торговцы — рекламу и меры по стимулированию розничных продаж
2. Продавцы услуг в основном полагаются на нематериальные каналы их распространения и коммуникационные усилия, призванные создать привлекательные материальные характеристики каждого элемента канала распределения товара.
Маркетинговые коммуникации должны отображать цену с точки зрения интересов покупателей, причем все элементы ценового маркетингового обращения должны быть согласованы между собой. Например, если реклама автомобиля «BMW» за $75 000 будет использовать невыразительную фотографию или непривлекательный текст, то вряд ли она окажется эффективной. Напротив, такая реклама должна подчеркивать ценность предлагаемого товара (например, «Самая безопасная и самая роскошная поездка») и заранее предупреждать возможную негативную реакцию на его высокую стоимость. Нередко автомобильные компании косвенно оправдывают увеличение цены на свою продукцию, обращая внимание на ее новые особенности, например более современный дизайн или усовершенствованный двигатель.
Ценовые стратегии
Фирмы используют ценовые стратегии по трем основным причинам: чтобы сохранить конкурентоспособность, сформировать отношение потребителей к своей продукции и обеспечить различие между торговыми марками. Во-первых, фирма сохраняет свою конкурентоспособность, если продает сопоставимый по основным свойствам товар по более низкой цене. Если продавцы рынка решают использовать стоимость товара в качестве оружия борьбы с конкурентами, то они должны показать покупателю, как их цена соотносится с ценами, предлагаемыми другими фирмами. Кроме того, цена может использоваться и для противодействия проникновению на рынок новых конкурентов. Например, когда The Walt Disney Company объявила о намерении заняться организацией круизов по популярным туристским маршрутам на новом комфортабельном лайнере, берущем на борт 2400 отдыхающих, ее конкуренты в этой сфере бизнеса сразу же объявили о скидках на свои туры, чтобы таким образом стимулировать предварительное бронирование мест на своих судах. Если же маркетинговые коммуникации неадекватно отражают связь между стоимостью товара или услуги и их качеством, то ценовая стратегия может потерпеть неудачу.
Во-вторых, цена помогает сформировать отношение к товару. Чтобы обеспечить эффективность маркетинговой коммуникации, необходимо добиться согласованности между содержащейся в ней информацией о цене товара и способом ее отображения. Например, предметы роскоши должны стоить достаточно дорого, чтобы таким образом подчеркивалась их уникальность и высокое качество. Поэтому организация распродажи или объявление о скидках на костюмы от Armani может подорвать элитный имидж этой продукции.
В-третьих, высокая цена нередко сопровождается мощной рекламой, которая помогает выделить данную торговую марку среди прочих. Поэтому стремление к индивидуализации торговой марки дорогих товаров оправдывает установление на них высоких цен. Опытные специалисты по сбыту индивидуализируют торговую марку только в том случае, если они точно знают, как она воспринимается потребителями, как потребители воспринимают установленную на нее цену и ее возможное снижение или увеличение, а также — как они относятся к цене на аналогичный товар конкурентов.
Ценовая коммуникация
Информация о стоимости товара, возможно, является наиболее важной частью маркетингового обращения, передаваемого потребителю. Для распространения этой информации используется реклама, упаковка, купоны и специальные печатные материалы, раздаваемые в местах продаж. Реклама, в которой цена выступает в качестве основного элемента маркетинга-микс, называетсярекламой цены. Такой тип рекламы часто используется в супермаркетах, поскольку их посетители обычно рассматривают стоимость в качестве решающего аргумента в пользу выбора того или иного товара.
Информация о цене нередко является ключевым фактором мотивации поведения потребителей. Предоставление скидок или раздача льготных купонов являются способами корректировки цены, призванными активизировать покупки. Потребители продукции производственного назначения также положительно реагируют на ее удешевление. Во многих отраслях промышленности переговоры о предоставлении скидок или иных ценовых льгот стали нормальной практикой ведения бизнеса. Кроме того, в последнее время при продаже товаров как потребительского, так и производственного назначения стал широко использоваться так называемый методцены комплекта, когда покупателю предлагается приобрести несколько однотипных или взаимодополняющих изделии по более низкой цене, чем при их раздельной покупке.
Заключительное размышление: вам не обойтись без коммуникаций
Назначение любого товара или услуги заключается в удовлетворении потребностей целевого рынка. Однако решение этой задачи невозможно без наличия товара, который принесет выгоды его потребителям, программы распределения товаров, без ценовой стратегии, позволяющей покупателям определить реальную ценность товара, и без программы коммуникаций, которая проинформирует потребителей о том, в какой мере товар соответствует их нуждам и желаниям. Таким образом, взаимосвязь между товаром, его распределением, ценой и используемыми маркетинговыми коммуникациями является жизненно важной для любого бизнеса.
Краткий обзор основных понятий
Цена-микс
1. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, устанавливаемое продавцом и покупателем. Фирмы используют ценовую стратегию по следующим причинам:
• для сохранения своей конкурентоспособности;
• для формирования отношения покупателей к своим товарам;
• для индивидуализации торговой марки.
2. Фирмы распространяют информацию о цене товара с помощью упаковки, купонов, скидок, рекламы цен, установления цены комплекта.
Чем же можно объяснить исключительное значение этой взаимосвязи? Дело в том, что каждый элемент маркетинга-микс способен распространять информацию о товаре. Более того, не существует такой рыночной ситуации, в которой вы бы могли быне осуществлять коммуникации. Понятие комплекса маркетинговых инструментов и программ, о котором должен иметь представление каждый специалист по планированию маркетинговых коммуникаций, требует, чтобы он совместно использовал характеристики товара, его цену и каналы его распределения для распространения согласованных маркетинговых обращений. Эта задача является очень трудной, однако ее решение крайне важно для успешной работы любой компании.
Резюме
1. Дайте определение понятия маркетинга и кратко объясните, как связаны между собой бизнес-план, план маркетинга и стратегия маркетинговой коммуникации.
Маркетинг ориентирован на удовлетворение нужд и желаний потребителей. Задачи, поставленные в программном заявлении компании и в ее бизнес-плане, определяют цели и стратегии маркетингового плана, причем цели и стратегии обязательно должны быть согласованы между собой. В свою очередь, план маркетинговых коммуникаций должен поддерживать план маркетинга и ни в коем случае не вступать с ним в противоречие. Маркетинговый план содержит в себе общие контуры маркетинга-микс, основными элементами которого являются товар, его цена, способы его распределения и маркетинговые коммуникации.